GeorgeYu писал(а): ↑25-12-2019 22:29
Когда вы ныряете в океан на глубине 10 метров давление 2 атмосферы
Если бы на Эвересте было озеро на глубине 10 метров давление было бы 1.3 атмосферы.
Так?
1. Да, так. Особенно если Вы добавите очень правильное слово - "абсолютное давление". Его принято (раньше было принято) обозначать "ата".
Стало быть на глубине 10 метров абсолютное давление воздуха, которым вы дышите равно 2 ата в моpе и 1,3 ата в "эверестовском озере".
Всё правильно.
2. Пока Вы не начали погружаться в вашей тушке растворено некоторое количество азота - количество это пропорционально атмосферному давлению около воды. (Подразумеваем, что на "эвересте" Вы уже давно, а не только вскарабкались и давай нырять сразу.)
Т.е. на морском берегу в Вас уже растворено в 1.0 ата/0,3 ата = 3,3 раза больше азота, чем на "эвересте". И этот азот никак не может перейти из растворённого состояния в газообразное - не может дать пузырьков и вызвать ДКБ. Вот столько его есть, сколько растворено а равновесии с морским или эверестовским воздухом. Азот не идёт ни внутрь тушки, ни наружу. Потому, что нет разницы давлений азота этого - в тушке его ровно столько, что больше уже не лезет.
Вернёмся к примеру с речкой. Нет "наклона" - всё русло речки на одной высоте и получается озеро-пруд-болото ибо вода есть и глубина может быть вполне большая. НО, если нет наклона, нет перепада давлений вода никуда течь не будет. Так и азот.
2а. Да, если Вы возьмёте дайвера с берега моря и быстренько на Эверест его, то у него вполне может развиться самая настоящая ДКБ. Без всякого погружения в воду. Поскольку в тушке у него было давление растворённого азота 1 ата, а на Эвересте он станет дышать воздухом при 0,3 ата. Вот эти избыточные 0,7 ата из него и попрут наружу - рассыщаться он будет.
2а' (лиpическое отступление). Чтобы этого не произошло пилоты высотных самолётов, например американский самолёт-разведчик U-2 (он же ER-2) перд полётом дышат чистым кислородом - вымывают из тушки азот. А если бы не летели никуда, то и вымывать не надо было бы...
2б. То же самое "может" случиться со спелеодайвером. Скажем, нырнул он в море и... по пещерам, по пещерам - вынырнул на поверхности эверестовского озера. Вот в этом случае, да - к избыточному азоту, накопленному в результате погружения под воду, добавятся и эти 0,7 ата, которые станут избыточным азотом при всплытии на Эвересте.
3. Но Вы-то собирались вынырнуть там же, где и нырнули! Какое равновесное количество азота было на поверхности до погружения, такое же и останется после погружения - хоть на море, хоть на Эвересте. А избыточным будет то количество азота, которое растворится при погружении под воду - только этот азот может вдруг выйти слишком быстро и вызвать ДКБ. Только этот "избыточный" азот.
3а. Так с какой скоростью пойдёт азот в тушку на глубине 10 метров?
Со скоростью пропорциональной разнице давлений азота в воздухе/лёгких и в тушке:
- в море эта разница будет
2 ата (абсолютное давление на глубине 10 метров)
- 1 ата (начальное давление азота, уже растворённого в тушке на поверхности моря)
= 1 атм,
- а при погружении на Эвересте эта разница будет
1,3 ата (абсолютное давление на глубине 10 метров)
- 0,3 ата (начальное давление азота, уже растворённого в тушке на поверхности Эвереста)
= 1 атм.
T. e. та же 1 атм, равная давлению столба воды высотой 10 метров.
(Это в первый момент. Со временем скорость будет уменьшаться по мере насыщения тушки и, соответственно, уменьшения разницы давлений азота в лёгких и в тушке.)
Войдёт/растворится эта "лишняя" атмосфера и она же, лишняя 1 атм, выйдет при подъёме на поверхность - хоть на море, хоть на Эвересте.
3б. Т.е. всё можно считать и с "абсолютными давлениями", но удобнее с так называемым "избыточным давлением". Поскольку важно только превышение давления над атмосферным, то так и говорят: давление на глубине 10 метров равно 1 ати - что на море, что на Эвересте 1 ати. И путаницы не будет.
Уффф.... Непонятно?
4. Почему шансы "схлопотать" ДКБ на Эвересте значительно выше (а они выше!) - это совсем другой вопрос, не имеющий отношения к скорости насыщения/рассыщения на разных высотах.