При том, что 100 лет это очень круглая дата. А люди крутые!
Именно 17 декабря 1923 года принято считать датой основания ЭПРОН. В этот день был подписан приказ по ОГПУ № 528 и уже номинально существовавшей экспедиции был присвоен ранг флотилии. В состав экспедиции от Морских сил Чёрного моря были переданы спасательные суда и катера, несколько барж, водолазные боты, 40-тонный плавкран. Немногим ранее – с 1 ноября 1923 года был введён в действие подписанный 2 ноября 1923 года приказ ОГПУ № 463, утвердивший штаты организации, которая получила название «Учреждение опытно-научных работ «Экспедиция подводных работ особого назначения на Чёрном море» (сокращённо «ЭПРОН»). Штат экспедиции составил тогда 280 человек. ЭПРОНу было предписано стать хозрасчётной организацией, которая должна была сама зарабатывать средства на своё содержание и развитие.
Экспедиция подводных работ особого назначения – Ордена Трудового Красного Знамени государственная организация особого назначения, в Союзе ССР, занималась подъёмом кораблей, судов и подводных лодок, а также другими подводными работами. Одной из основных функций ЭПРОН являлось проведение аварийно-спасательных операций.
Истоки ЭПРОН берут в решении по созданию подразделения для поиска золота на затонувшем недалеко от Севастополя в ноябре 1854 года английском пароходе «Принц». Золото, требовавшееся для реализации планов развития страны, предстояло найти и поднять с глубин, практически не доступных водолазам. Решение этой сложной технической задачи требовало принятия особых организационных мер.
В этом же 1923 году был подписал приказ о создании «опытной глубоководной партии», которая пыталась производить поиски с помощью жёсткого водолазного устройства – камеры Даниленко, способной опускаться на глубину до 72 м. Золото, поиски которого продолжались в течение двух лет, найти не удалось, но уже в самом начале этих работ стало очевидно, что на морском дне находится достаточно большое количество затонувших материальных ценностей, подъём которых может оказаться экономически выгодным. Поэтому идея создания государственной структуры, специализирующейся на судоподъёме, нашла широкую поддержку.
ЭПРОН до 1931 года находилась в ведении ОГПУ, в 1931 году передана Народному комиссариату путей сообщения, в 1936 году – Наркомату водного транспорта, в 1939 году – Народному комиссариату морского флота. В 1941 году ЭПРОН был передан в состав ВМФ Союза ССР и в 1942 году экспедиция преобразована в Аварийно-спасательную службу ВМФ.
...
https://morspas.ru/press-center/news/10 ... pasateley/