Существуют ли аварийные радиомаяки для унесенных течениями?
Модераторы: Максим Васильев, трофи, DukeSS, KWAK
Сколько по стоимости получилась? И можно на диапазон 433 пару экземпляров сделать, для испытаний, чтоб береговые службы не тревожить?
По стоимости получается 300 USD или 10000 руб - (но это будет позже в партии от 100 шт)
Пока я планирую сделать еще 10 шт - цена будет 17500 руб
частоты возможны такие:
TK-2107 TK-3107 GENERAL Frequency Range
150 ~ 174 MHz
136 ~ 150 MHz
450 ~ 470 MHz
400 ~ 420 MHz
Пока я планирую сделать еще 10 шт - цена будет 17500 руб
частоты возможны такие:
TK-2107 TK-3107 GENERAL Frequency Range
150 ~ 174 MHz
136 ~ 150 MHz
450 ~ 470 MHz
400 ~ 420 MHz
Возможно хорошее изделие, но есть несколько вопросов.
Это только моё мнение, а не критика. Дай Бог , чтобы каждый
свою хорошую задумку смог воплотить в жизнь.
1. Возможность использовать большую антенну похвально.
Но из чего исходили с размером 1м? Для 5/8λ мало, для 3/4λ много.
А сколько погружений в морской воде выдержит эта рулетка китайского производства?
Не получится так, что в самый нужный момент вместо "стояка"
антенна просто рассыпется в хлам?
2. Использование такой р/ст - полумера. Ибо, даже связавшись
с хоть каким-нибудь ботом, очень трудно сказать где именно ты находишься. Если есть компас и видимость на бот, то можно хоть
азимут указать. А если всплыл и вокруг только море?
3. Где гарантия, что на боте есть, находится в исправном состоянии
и включена на данном канале р/ст? Значит надо иметь свою вторую.
4. Как я вижу подобный прибор.
Моноблок состоящий из 4 модулей: р/ст-GPS приёмник-блок логики- изолированный аккумуляторный блок.
Изделие работает в 3 режимах: phone-GPS-GPS auto.
phone- режим обычной р/ст
GPS- режим просмотра показаний GPS приёмника (может избыточен)
GPS auto- показания GPS автоматически передаются в эфир синтезатором голоса (англ) с определённой периодичностью.
В промежутках между передачами р/ст работает на приём.
Ибо потерявшимся морально будет легче, если будут знать что их
ищут или просто услышать любого оператора в канале.
Вот как-то так. Что-то подобное от ВПК юзал раньше, но я не разработчик, а заказчик. И вся эта шняга будет стоить на порядок дороже.
Это только моё мнение, а не критика. Дай Бог , чтобы каждый
свою хорошую задумку смог воплотить в жизнь.
1. Возможность использовать большую антенну похвально.
Но из чего исходили с размером 1м? Для 5/8λ мало, для 3/4λ много.
А сколько погружений в морской воде выдержит эта рулетка китайского производства?
Не получится так, что в самый нужный момент вместо "стояка"
антенна просто рассыпется в хлам?
2. Использование такой р/ст - полумера. Ибо, даже связавшись
с хоть каким-нибудь ботом, очень трудно сказать где именно ты находишься. Если есть компас и видимость на бот, то можно хоть
азимут указать. А если всплыл и вокруг только море?
3. Где гарантия, что на боте есть, находится в исправном состоянии
и включена на данном канале р/ст? Значит надо иметь свою вторую.
4. Как я вижу подобный прибор.
Моноблок состоящий из 4 модулей: р/ст-GPS приёмник-блок логики- изолированный аккумуляторный блок.
Изделие работает в 3 режимах: phone-GPS-GPS auto.
phone- режим обычной р/ст
GPS- режим просмотра показаний GPS приёмника (может избыточен)
GPS auto- показания GPS автоматически передаются в эфир синтезатором голоса (англ) с определённой периодичностью.
В промежутках между передачами р/ст работает на приём.
Ибо потерявшимся морально будет легче, если будут знать что их
ищут или просто услышать любого оператора в канале.
Вот как-то так. Что-то подобное от ВПК юзал раньше, но я не разработчик, а заказчик. И вся эта шняга будет стоить на порядок дороже.
Размеры антены 91.23 см - исходя из 16 канала 156.8 МгЦ - 1/2λ
В серии антена будет из хорошей стали - а пока рулетка тоже неплохо работает.
По правилам мореходства на судне должна быть радиостанция и она должна быть включена на 16 канал. Если на дейли боте это не всегда так то все же мимо проходят и другие суда.
По поводу GPS - у меня предусмотренно как его компоновать - но мне кажется это не так важно. Ведь проблема не в том что не могут найти - а в том что не ищут или начали слишком поздно.
Я скорее присоеденю блок с оранжевым дымом, фальшвеером и лазером на 32 км. А зеркальце на рации уже есть.
Также по поводу GPS у меня сомнения что она будет работать под давлением. А это означает герметичный бокс - и увеличени и удорожание всей конструкции.
И цена важный показатель - пока мне удалось остаться ниже 300$ - так как используется стандартная и морально устаревшая плата. Если проводить разработку по электронике и изготовлять собственную плату - цена будет за 1000 $ - это значит что прибор не станет массовым.
В серии антена будет из хорошей стали - а пока рулетка тоже неплохо работает.
По правилам мореходства на судне должна быть радиостанция и она должна быть включена на 16 канал. Если на дейли боте это не всегда так то все же мимо проходят и другие суда.
По поводу GPS - у меня предусмотренно как его компоновать - но мне кажется это не так важно. Ведь проблема не в том что не могут найти - а в том что не ищут или начали слишком поздно.
Я скорее присоеденю блок с оранжевым дымом, фальшвеером и лазером на 32 км. А зеркальце на рации уже есть.
Также по поводу GPS у меня сомнения что она будет работать под давлением. А это означает герметичный бокс - и увеличени и удорожание всей конструкции.
И цена важный показатель - пока мне удалось остаться ниже 300$ - так как используется стандартная и морально устаревшая плата. Если проводить разработку по электронике и изготовлять собственную плату - цена будет за 1000 $ - это значит что прибор не станет массовым.
- Whissper
- Активный участник
- Сообщения: 2175
- Зарегистрирован: 30-11-2007 15:24
- Откуда: из-за угла
- Контактная информация:
а она герметична уже в том виде что есть? или требует бокс?
ЗЫ а с испытаниями достаточно просто-нужно раздать пару тройку образцов владельцам ботов или организаторам сафари,а они уже вам полевые испытания проведут в лучшем виде...например Витя Кузнецов ака Viking (бот Марсель)
http://www.deep.su/member.php?d=523
ЗЫ а с испытаниями достаточно просто-нужно раздать пару тройку образцов владельцам ботов или организаторам сафари,а они уже вам полевые испытания проведут в лучшем виде...например Витя Кузнецов ака Viking (бот Марсель)
http://www.deep.su/member.php?d=523
Последний раз редактировалось Whissper 20-05-2009 18:16, всего редактировалось 1 раз.
Master Scuba Cyber Diver.IDC Flood Instructor.
Да рация герметична и не требует бокса.
Точнее она не герметичная а сплошная - в ней нет пустот - поэтому она выдерживает большое давление и крайне устойчива к повреждениям.
Можно только отломать антенну - она из стальной ленты - так что ее скорее можно откусить кровельными ножницами.
Также она не требует ухода и не разборная - ее можно положить в карман БСД и забыть о ней на 5 лет - достать когда понадобиться.
Раздать образцы - это я уже не потяну - мне нужны тестеры которые их купят.
Точнее она не герметичная а сплошная - в ней нет пустот - поэтому она выдерживает большое давление и крайне устойчива к повреждениям.
Можно только отломать антенну - она из стальной ленты - так что ее скорее можно откусить кровельными ножницами.
Также она не требует ухода и не разборная - ее можно положить в карман БСД и забыть о ней на 5 лет - достать когда понадобиться.
Раздать образцы - это я уже не потяну - мне нужны тестеры которые их купят.
Последний раз редактировалось DiComp 20-05-2009 21:02, всего редактировалось 1 раз.
- Whissper
- Активный участник
- Сообщения: 2175
- Зарегистрирован: 30-11-2007 15:24
- Откуда: из-за угла
- Контактная информация:
ну в любом случае рекомендую списаться с Виктором-возможно его это заинтересует и как для своего бота и как дистрибьютора на территории ЕгиDiComp писал(а): ...Раздать образцы - это я уже не потяну - мне нужны тестеры которые их купят...
Master Scuba Cyber Diver.IDC Flood Instructor.
- Whale
- Активный участник
- Сообщения: 1071
- Зарегистрирован: 19-12-2004 13:15
- Откуда: ̶К̶р̶а̶с̶н̶о̶д̶а̶р̶ С трактора
- Контактная информация:
Мне кажется, проще купить станцию с DSC и GPS класса защищенности IP65-IP67, который бы передовал MOB c координатами типа STANDARD HORIZON HX-850S + бокс. По цене не намного дороже выходит. На большинстве комерческих судов есть хотя бы один рускоговорящий член экипажа. Плюс можно со спасателями общатся чтобы их наводить, особо английский знать не требуется чтобу сказать 5 миль вправо или я вас вижу. Еще из плюсов в случае если сигнал не услышан спасателями его ретранслируют как Mayday Relay.
PADI MSD, Yachtmaster Offshore
- Whale
- Активный участник
- Сообщения: 1071
- Зарегистрирован: 19-12-2004 13:15
- Откуда: ̶К̶р̶а̶с̶н̶о̶д̶а̶р̶ С трактора
- Контактная информация:
Вот типа такой. Стоит около 13000 руб. Плавает на поверхности воды (проверял в ванной). Выдерживает погружение под воду на глубину ванной (наверное, и больше выдержит). Мощность 6 Вт. GPS - координаты определяет быстрее автомобильного гармина. DSC - позволяет в автоматическом режиме посылать аварийный сигнал с координатами, которые берет из встроенного GPS. LI-Ion 1150 mAh. Остается бокс подобрать.
PADI MSD, Yachtmaster Offshore
а кто производитель? что за модель?Whale писал(а):Вот типа такой. Стоит около 13000 руб. Плавает на поверхности воды (проверял в ванной). Выдерживает погружение под воду на глубину ванной (наверное, и больше выдержит). Мощность 6 Вт. GPS - координаты определяет быстрее автомобильного гармина. DSC - позволяет в автоматическом режиме посылать аварийный сигнал с координатами, которые берет из встроенного GPS. LI-Ion 1150 mAh. Остается бокс подобрать.
мир не совершенен
спасибо!Whale писал(а):STANDARD HORIZON HX-850S
мир не совершенен
Рация эта хороша - да и много других существует. Но они все не для того что бы их брать с собой под воду на глубину - и после этого работать в экстренной ситуации. Любой бокс не спасает положения - конструкция получается громоздкой (карман БСД уже мал для бокса) и требует непрерывного ухода. Для приведения ее в действие (открыть бокс, привинтить антену) требуется навык и в критической ситуации возможен сбой или повреждение/утрата устройства.
Наличие GPS в рации помогает мало. Маловероятного что на другом судне окажется устройство с цифровым приемом информации. Скорее всего это будет малое туристическое или рыболовецкое судно. Передать голосом координаты человеком плавающим по горло в воде на фоне шума волн и ветра - маловероятно. То что на другом конце будет человек который правильно все поймет - возможно - но не гарантированно. Так же сомнительна ценность GPS - ведь практика потерь дайверов показывает - что погибают не потому что не могут найти - а потому что не ищут. Если дайвер поднял тревогу в течении часа - то его дальше 10 км все равно не унесет. Эта территория для поисков незначительная. Вот на следующий день она будет уже 150-200 км, но как то не хочеться ждать второго дня.
Нужно учесть то, что аварийно спасательное устройство - должно буть предельно простым и удобным - ведь им может быть прийдется воспользоваться и другому человеку. Вряд ли - бади женского пола - вообще поймет как включить и привести в действие сложный девайс.
Другой нюанс "Административно-Юридический" - использование и владение рацией - обычно строго регламентируюется - однако в большинстве стран аварийное использование радиостанций разрешается - в данном случае конструкция такова - что антена наматывается вокруг корпуса и пломбируется - что возможно решит проблемы с властями - хотя и не очень в этом уверен.
У меня в кармане БСД лежат 3 сигнальных усройства - сосиска, фальшвеер и дайверская радиостанция. Они могут пролежать там 5-10 лет - и затем в нужный момент будут использованы. Ухода и обслуживания они не требуют - только однократно опреснить после поездки.
Наличие GPS в рации помогает мало. Маловероятного что на другом судне окажется устройство с цифровым приемом информации. Скорее всего это будет малое туристическое или рыболовецкое судно. Передать голосом координаты человеком плавающим по горло в воде на фоне шума волн и ветра - маловероятно. То что на другом конце будет человек который правильно все поймет - возможно - но не гарантированно. Так же сомнительна ценность GPS - ведь практика потерь дайверов показывает - что погибают не потому что не могут найти - а потому что не ищут. Если дайвер поднял тревогу в течении часа - то его дальше 10 км все равно не унесет. Эта территория для поисков незначительная. Вот на следующий день она будет уже 150-200 км, но как то не хочеться ждать второго дня.
Нужно учесть то, что аварийно спасательное устройство - должно буть предельно простым и удобным - ведь им может быть прийдется воспользоваться и другому человеку. Вряд ли - бади женского пола - вообще поймет как включить и привести в действие сложный девайс.
Другой нюанс "Административно-Юридический" - использование и владение рацией - обычно строго регламентируюется - однако в большинстве стран аварийное использование радиостанций разрешается - в данном случае конструкция такова - что антена наматывается вокруг корпуса и пломбируется - что возможно решит проблемы с властями - хотя и не очень в этом уверен.
У меня в кармане БСД лежат 3 сигнальных усройства - сосиска, фальшвеер и дайверская радиостанция. Они могут пролежать там 5-10 лет - и затем в нужный момент будут использованы. Ухода и обслуживания они не требуют - только однократно опреснить после поездки.
- Whale
- Активный участник
- Сообщения: 1071
- Зарегистрирован: 19-12-2004 13:15
- Откуда: ̶К̶р̶а̶с̶н̶о̶д̶а̶р̶ С трактора
- Контактная информация:
В ней GPS внешний, что не совсем удобно. Можно случайно оторвать особенно в критических ситуациях. И не плавает на воде - можно утопить.Матраскин писал(а):http://war.mk.ua/forum/showthread.php?p=6891#post6891
Последний раз редактировалось Whale 21-06-2009 08:36, всего редактировалось 1 раз.
PADI MSD, Yachtmaster Offshore
- Whale
- Активный участник
- Сообщения: 1071
- Зарегистрирован: 19-12-2004 13:15
- Откуда: ̶К̶р̶а̶с̶н̶о̶д̶а̶р̶ С трактора
- Контактная информация:
DiComp писал(а):Рация эта хороша - да и много других существует. Но они все не для того что бы их брать с собой под воду на глубину - и после этого работать в экстренной ситуации. Любой бокс не спасает положения - конструкция получается громоздкой (карман БСД уже мал для бокса) и требует непрерывного ухода. Для приведения ее в действие (открыть бокс, привинтить антену) требуется навык и в критической ситуации возможен сбой или повреждение/утрата устройства.
Не могу согласиться с некоторыми вашими выводами. Да, к сожалению, габариты рации в серийном боксе получаются не совсем маленькие. Но по размеру не больше чем запасная маска и спокойно помещается в карман БСД. Что вы подразумеваете под непрерывным уходом? Если смазывание О-рингов то большинство боксов этого не требует, если зарядка аккумулятора то он Li-ion и имеет незначительный саморазряд. По поводу утраты устройства это скорее относится к вашему, поскольку указанная рация имеет незначительную положительную плавучесть, а в темноте её хорошо видно по яркому светодиоду. Чтобы не потерять антенну достаточно её резинкой привязать к станции.
DiComp писал(а):Наличие GPS в рации помогает мало. Маловероятного что на другом судне окажется устройство с цифровым приемом информации. Скорее всего это будет малое туристическое или рыболовецкое судно. Передать голосом координаты человеком плавающим по горло в воде на фоне шума волн и ветра - маловероятно. То что на другом конце будет человек который правильно все поймет - возможно - но не гарантированно.
По приему цифровой информации- для всех коммерческих судов она обязательна для прочих рекомендована. Все морские рации выпускаемые в последние годы её имеют (лениво смотреть с какого года).
Передать голосом фразу: "Майдей, ин позишн фор уан децимал ту файв зиро файв ту децимал ту ту" я думаю сможет большинство людей.
Именно поэтому станция гораздо полезней поскольку все суда ведут дежурство на 16 канале. Если не общаются в этот момент между собой, а это 99% времени. Даже если идет общении между судами цифровая информация DSC автоматически принимается и отображается на дисплеи станции и хранится в памяти.DiComp писал(а):Так же сомнительна ценность GPS - ведь практика потерь дайверов показывает - что погибают не потому что не могут найти - а потому что не ищут. Если дайвер поднял тревогу в течении часа - то его дальше 10 км все равно не унесет. Эта территория для поисков незначительная. Вот на следующий день она будет уже 150-200 км, но как то не хочеться ждать второго дня
Ну тут вы не правы у меня жена с первого раза получила VHF лицензию. Я думаю если жить захочешь, то и не так раскарячишся А для тех кто на бронепоезде можно краткую инструкцию написать и заламинировать.DiComp писал(а):Нужно учесть то, что аварийно спасательное устройство - должно буть предельно простым и удобным - ведь им может быть прийдется воспользоваться и другому человеку. Вряд ли - бади женского пола - вообще поймет как включить и привести в действие сложный девайс.
Можно узнать – кто и где это будет пломбировать .Я думаю многие, если что готовы будут заплатить административный штраф за использование станции без лицензии . Именно использование, поскольку её хранение и использование в качестве приемника ни кем не запрещается.DiComp писал(а):Другой нюанс "Административно-Юридический" - использование и владение рацией - обычно строго регламентируюется - однако в большинстве стран аварийное использование радиостанций разрешается - в данном случае конструкция такова - что антена наматывается вокруг корпуса и пломбируется - что возможно решит проблемы с властями - хотя и не очень в этом уверен. .
PADI MSD, Yachtmaster Offshore
..
Последний раз редактировалось АлександрД 05-06-2011 22:30, всего редактировалось 1 раз.
Да я и не навязываюсь. Просто надеюсь что среди сотен любителей трепатся найдется несколько человек, которые своим опытом помогут выбрать правильное направление и избежать ошибок. Такие здесь есть - и они просто пишут в личку - дают дельные советы или предлагают помощь.Whale писал(а):Не могу согласиться с некоторыми вашими выводами.
По вашим замечаниям полагаю что Вы не поняли смысла проделанной работы. Поясню еще раз - была взята самая простая рация работающая в морском диапазоне Kenwood TK-2107 - для нее изготовлен новый корпус минимального размера - органы управления и динамик\микрофон переделываются на герметичное исполнение - весь корпус заливается маслом.
- А вы что предлагаете - взять другую радиостанцию? Это возможно но Kenwood TK-2107 стоит 100$ - Вы предлагаете станцию в ценовом диапазоне 400-600$ - Они безусловно имеют много дополнительных возможностей - но они НЕНУЖНЫ.
- Возможно Вы настолько опытен - что уже предположили что устройство в боксе будет проще и надежнее чем небоксированое герметичное устройство - Тогда попробуйте, хотя бы гипотетически, плавая по горло в воде открыть бокс, достать радиостанцию привинтить к ней антену. Одной рукой вы держите бокс, второй открываете крышку. Каким местом вы при том достаете радиостанцию? Зубами? Чем закреплена радиостанция в этот момент? Веревочкой? А куда она прикреплена у рации которая лежит в герметичном корпусе? А если вторая рука занята необходимостью держаться за опору? Или придерживать ослабевшего бади. И постоянно захлестываюшая волна? А у вас в руках ЧЕТЫРЕ незакрепленных предмета (Бокс, Крышка бокса, радиостанция, отвинченая антена). И только один из этих предметов может быть закреплен. Дай бог что будет утерян бокс или крышка - но скорее всего в момент открывания выпадет рация с антеной. Какой резиночкой вы собирайтесь держать антену? Уж не аптекарской ли? И что ВЫ серьезно думаете что это сработает на поверхности воды в стресовой ситуации? А если холодная вода и вы в в перчатках - Вы действительно полагаете что Вы при это сможете в 5 мм перчатках привинтить антену? Вы то конечно сможете - вы же супергерой - а остальным что делать? Посмотрите повнимательнее еще раз на фото рации с кнопочками размером 8 на 12 мм - Подумайте также действительно ли вы сможете их нажать в перчатках или их прийдется снять для установки частоты?
Вопросы эти важные - и если их правильно продумать то они спасут жизнь. Я планирую что рация на карабине пристегнута тросиком к БСД (обычно внутри кармана есть кольцо)- при пользовании можно продеть текстильную петлю на руку. Рация включается и разворачивается антена одной рукой. Кнопка передачи увеличенная для нажатия в перчатках. Антена и текстильная петля также могут быть использованы для буксировки и подъема на борт (на разрыв выдерживает 490 кг)
Рад за вашу супругу успешно сдавшей VHF лицензию - и Вы действительно правильно произнесли координаты. Но боюсь вы с ней будете в сильном меньшинстве - по статистике среди дайверов общается на английском не более 20% (это из опыта проведения брифингов).
Пломбировать рацию нужно у местных компетентных органов - например на таможне при въезде в страну. Это для тех кто захочет следовать местному законодательству. Я же отметил что такая возможность конструктивно есть - в отличие от обычной радиостанции. Административный штраф может быть и не большой - Но опаздать на свой рейс и провести сутки в местном полицейском отделении - наверное не очень приятное занятие. Наличие местной пломбы убедительно докажет что вы не пользовались радиостанцией а просто имели ее на случай опастности. Можно продемонстрировать береговой охране или сделать запись в судовом журнале.
Li-ion - имеет большой саморазряд до 15% в месяц в зависимости от температуры. Li-ion при полном разряде утрачивает свои свойства и не востанавливается. Обычный дайвер пользуется своим снаряжением раз в год. Только не начинайте дискуссию по поводу источников питания - они есть разные и для разных целей - хорошая информация находиться вот здесь http://sdisle.com/battery/ - для данного устройства я посчитал что необслуживаемая батарея со сроком до 15 лет - наиболее подходят - хотя конечно можно использовать и что то другое - это не существенно. -
В принципе это хорошее устройство - Из минусов предположу что в развернутом состоянии он будет тянуть по ветру как спинакер. Так же скорее всего будет одноразовым так как тонкая ткань быстро порвется. И сложить ее на воде будет трудно - так что скорее всего прийдется выбросить - но это не беда если оно выполнило свою функцию. По сути это просто большой воздушный шарик. видимо будут проблемы с баллончиками - нужен гелий и спец балон маленький как от пейнтбола - но у них там наооборот кислород и аргон используется тк как раз нужна большая масса. Так что балончик прийдется вести свой - вот тут то - как раз и засада - на ренгене балончик не скроешь его форма и материал однозначно его характеризуют - а перевозить самолетом заполненые балоны ЗАПРЕЩЕНО. Значит вести пустой и заполнять на месте, Возможно - но хлопотно.АлександрД писал(а):подскажите, существует ли вероятность того что дайверов ищут локаторами? есть такая штука - уголковый отражатель. если его выполнить в виде простейшего надувного шарика сложной конструкции (куб из шариков, подобных тем из которых крутят фигурки, между ними натянута тонкая метализированая пленка)
Как вариант есть воздушный змей - с почти похожей функцией.
Оранжевый дым мне кажется более подходящим устройством вместо надувного шарика.
Что касается уголкового отражателя - то скорее всего у надувного устройства не удасться обеспечить точные углы - а отражение происходит 3 раза - при этом оно так расфокусируется что будет неотличимо от засветки от волн и воды.
НО и не это главное - для спасения есть много разных устройств, правил и служб. Они все работают и спасают, только в том случае если людей ищут. А если о них просто забыли в силу безалаберности, то расчитывай только на себя и пытайся привлечь к себе внимание. Вот приложил стандартный список.
- Whissper
- Активный участник
- Сообщения: 2175
- Зарегистрирован: 30-11-2007 15:24
- Откуда: из-за угла
- Контактная информация:
я за прибор DiComp ,потому что простота в использовании и неприхотливость в обслуживании имхо основа спасательных девайсов..по другим вышеуказанным рациям простой вопрос-сможет ли её заюзать обычный дайвер в стрессовой ситуации? ведь кроме пунктов описанных DiComp о неудобстве-есть ведь ещё умение пользоваться девайсом,типа выставить частоту ,нажать нужную кнопу и тд и тп..понятно ,что мы "крутые перцы" и любой хайтек нам по плечу,а сможете ли вы сказать это о своих женах/подругах например? а если они ещё и блондинки?...рация DiComp проста ,как дважды два и не требует никаких особых дополнительных навыков...по-моему так
ЗЫ кстати ещё возник вопрос: понятно что батарея долгосрочная...а возможность в принципе произвести замену предусмотрена? пускай и через 5-10 лет?
ЗЫ кстати ещё возник вопрос: понятно что батарея долгосрочная...а возможность в принципе произвести замену предусмотрена? пускай и через 5-10 лет?
Master Scuba Cyber Diver.IDC Flood Instructor.