Итак, сегодня я сделал общественно полезное дело и встретился с конструкторами персональных радиомаяков КОСПАС-САРСАТ, чтобы передать им пожелания
для дайверского варианта прибора.
Для начала напомню, с чего все началось.
В очередной раз читая на Тетисе, что дайверов в Египте унесло течением, и что тел не нашли за двое суток поисков, я припомнил, как меня самого чуть не смыло течение над Тистельгормом, и как куря шиш один сафарийный капитан тюкнул бот о рифы. Мысли оказались не слишком приятными, и я подумал, что хорошо бы всегда иметь с собой универсальное и надежное средство сообщить о себе в случае беды.
Простые средства вроде буйков, фонариков и зеркал хороши только в прямой видимости с бота, и могут не помочь в случае серьезного ЧП. Осталось рассматривать разные варианты радиосвязи. Сотовые телефоны отпали сразу, так как сотовая связь в море - редкое исключение. Рации действительно очень полезны, но только если бот слышит и отвечает. А что делать, если вокруг на много миль никого? Случиться же может всякое.
После раздумий и поисков в Сети выяснилось что для яхтсменов, моряков, летчиков, горнолыжников, альпинистов существуют носимые радиомаяки глобальной системы КОСПАС-SARSAT ("ПРБ" или по-английски "PLB"), которые позволяют подать сигнал бедствия из любой точки Земли и служить ориентиром для спасательного отряда.
Но предназначенными для дайверов среди них оказались единицы.
Большинство приборов не имеют подводных боксов и не могут погружаться глубже 1 метра. Существуют устройства фирмы Sea Marshal для дайверов, но они требуют дорогостоящей базовой станции на боте, которой наверняка не будет. Кроме того, они работают только в старом диапазоне КОСПАС-САРСАТ, который предназначен для локального пеленга, и с 2009 г. уже не будет обслуживаться спутниками. Из всего прочего остались приборы фирмы McMurdo Fastfind (
http://www.mcmurdo.co.uk/products/produ ... t_sector=2) со специальным боксом и собственная российская разработка НИИ космического приборостроения ПАРМ406 (
http://www.fgupniikp.ru/prb406.htm) также с подводным боксом. Оба при включении режима аварии автоматически передают через спутники КОСПАС-САРСАТ, цифровой пакет данных, который содержит сведения о том, чей прибор, и координаты бедствия. Координаты заново определяются и снова передаются каждые 20 минут.
Наш прибор оказался особенно интересен тем, что он
совмещает в себе аварийную рацию и современный спутниковый радиомаяк 406 Мгц с определением и передачей координат. В дополнение к GPS он имеет приемник ГЛОНАСС, а кроме того, делается и обслуживается он в нашем полушарии, а именно в Москве. Я написал разработчикам по указанному в Интернете адресу с просьбой сделать специальный дайверский вариант. Оказалось, что это интересно для института и вполне осуществимо. Возникла совершенно новая ситуация, когда наши пожелания могут быть услышаны и воплощены в конкретное устройство, специально предназначенное для спасения дайверов.
Сегодня, 24 января 2007, удалось пообщаться с разработчиками этого устройства.
Вот что мне удалось узнать:
1) Сейчас существуют 3 модификации прибора:
- ПРМ-406Н Маленький, легкий и сравнительно дешевый радиомаяк без рации. Имеет GPS или ГЛОНАСС приемник. Полный аналог McMurdo FastFind Plus GPS. Производится мелкими партиями. Можно купить.
- ПРМ-406 Радиомаяк с рацией на авиационной частоте бедствия в диапазоне 121 Мгц и GPS. Производится мелкими партиями. Несколько больше по размерам. Можно купить.
- ПРМ-406М Радиомаяк с рацией и двойным ГЛОНАСС и GPS приемником. Дополнительно имеет подзаряжаемый от розетки аккумулятор, питающий рацию. В отличие от просто ПРМ-406 разговор по рации не тратит заряд основной батареи. Существует в виде образца.
2) Все приборы водонепроницаемы на поверхности и могут использоваться моряками в воде при падении за борт. Это входит в требования стандарта КОСПАС-САРСАТ.
3) НИИ КП может сделать специальный подводный бокс для большой глубины при наличии спроса. Мы сами можем подобрать стандартный. Самый толстый вариант из 3х легко и с запасом помещается в бокс Otterbox 9000 (гарантировано погружение до 30м).
http://www.otterbox.com/products/otterb ... hspecs.htm
4) Кроме авиационной частоты аварийной рации 121,5 (голосовая связь с вертолетом спасателей) в дайверскую версию можно добавить международную морскую частоту спасения 156,8. Будет еще одна кнопка, переключающая рацию в морской диапазон для связи с обычными судовыми радиостанциями. Сделать многоканальную рацию для обычных разговоров тоже можно, но это затраты, и они должны окупаться.
5) Плавучесть собственно прибора слабоположительная в воде из водопровода.
6) Электробезопасность гарантируется. Батареи 5 ампер/час, но даже при затекании прибора сильно током не ударит. Газовыделения нет. Подзаряжаемые аккумуляторы еще надо тестировать, но проблем быть не должно.
7) Батареи меняются раз в 3 года и стоят около $30.
Размеры версии с рацией (50x67x167 мм 420 г.) уменьшить трудно из-за требований к батареям. Прибор должен излучать мощные радиоимпульсы 406 и 121,5 Мгц не менее 48 часов непрерывно. Облегченная версия без рации 39x79x170 мм 310 г.
9) Имеются все сертификаты. Прибор можно регистрировать в США, где действуют дополнительные требования к сигналу пеленга.
10) Все подобные приборы обязательно надо зарегистрировать, иначе сигнал не будет рассмотрен центром. Регистрация делается через Интернет. Перед поездкой полагается написать e-mail в центр спасения с указанием страны назначения и контактного телефона, по которому можно перезвонить для проверки и предотвращения ложной тревоги. Активация "по-пьяни" в США уголовно наказуема.
11) Есть бюрократическая проблема. Регистрацией радиобуев в РФ занимается ФГУП "Морсвязьспутник", но в России по закону до сих пор нельзя регистрировать персональные приборы, а наш МЧС не хочет спасать что-то меньше танкера. Министр Сергей Иванов обещает разобраться, но пока гражданам любые личные радиомаяки следует регистрировать в других странах. Спасаться в пределах РФ тоже может придется самим. За границей же спасатели работают, так что в любимых местах дайвинга от Норвегии до Австралии система будет работать правильно.
12) В самолет брать можно на тех же правах, что и телефоны. Кстати, в самолетах обязательно устанавливаются такие радиомаяки.
Какие будут мнения?
Мне кажется, что это достаточно полезная информация, и прошу не считать ее рекламой.