Дневник экспедиции "Полюс холода"

Обсуждаются вопросы рекреационного (спортивного) дайвинга и водолазного дела.

Модераторы: Максим Васильев, трофи, DukeSS, KWAK

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#101 Сообщение Добавлено: 15-03-2014 12:55 Заголовок сообщения:

Изображение
Своим успехом экспедиция во многом обязана одному удивительному, мужественному и скромному человеку - Али Кариеву. Под его руководством осуществлялась подготовка КАМАЗов к экспедиции, он руководил доставкой команды на озера. Именно ему принадлежит фраза, с которой началось 20-часовое путешествие к озеру Ворота:"Пробьемся!"
Али Кариев, руководитель «Магаданского автоцентра «КАМАЗ». В экспедиции участники назвали его просто Батя.

Представляем вашему вниманию отчёт, который показывает насколько сложной была задача не только для дайверов, но и для водителей КАМАЗов.

28.02
Старт от автоцентра в Якутске. Выехали в 10:30. Без проблем дошли до Тёплого Ключа 490 км. Прошли две ледовые официальные переправы через Лену и через Алдан. Заправились в Хандыге. Ночевали в 30-ти км от Тёплого ключа в машинах. Всё нормально.
01.03
Выехали утром в Томтор. По дороге журналисты снимали прохождение «Чёрного прижима», это перевал тяжёлый, опасный и красивый. Обедали на Кюбюме, это поворот с федеральной дороги Колыма на старую колымскую дорогу, отсюда 156 км до Томтора. В кафе «Куба» – сарайчик на три столика. Дорога на Томтор очень узкая, невозможно разъехаться даже с УАЗиком, одному надо останавливаться, второму проезжать на 1-й передаче. Помимо этого старые, разваленные деревянные мосты, очень высокие и длинные. На одном высаживали людей. Переходили пешком. Вечером были в Томторе (400 км). Заправились. Часть людей ночевала в домике, часть в машинах. Машины всю ночь не глушили. Всё нормально.
02.03
Дайверы готовят оборудование. Мы занимаемся машинами. Ночью было -53… На фотосессию с флагами КАМАЗ поехали к стелле в Томторе, а потом, поскольку есть время, поехали в Оймякон на двух машинах с журналистами и операторами. Это 50 км от Томтора на берегу Индигирки. Именно здесь зафиксирована самая низкая температура на планете. Фотографировались у знака Обручева. КАМАЗ на фоне надписи «Оймякон Полюс Холода». Вечером вернулись в Томтор. Ночевали так же, как в предыдущую ночь. Сняли с 43118 запаску и задние фонари с номером и кронштейнами. Иначе все кронштейны на бездорожье оторвал бы, а на запаске везде сидел бы.
03.03
Потеплело. -41. Старт назначен на 7 часов утра. Выехали в 9:30, задержался местный проводник после вчерашнего. Задача максимум – дойти до Лабынкыра 90 км.
Заправились под крышки, 42111 по 2х210, 43118 350+210. Взяли с собой ещё две емкости по 1м3 в запас, ибо не представляли, какой будет расход. Дороги не оказалось вообще. Спустили колёса от 1,5 до 2.5. Кругом снежная целина. Плотный снег глубиной от 0,5 до 1 м. Я шёл первым, бил дорогу. Обалдел от того, как 4326 идёт по снегу – танк. Раньше относился к нему, как к ГАЗ 66, после нынешней поездки мнение поменялось кардинально. Дорога очень тяжёлая, снег гребём бампером, иногда надо по несколько раз сдать назад и пробивать дорогу по 20 см. Вышли на наледь, провалились в воду, выдернули второй машиной назад. Верёвку сзади не снимаю, намотал на запаску. Пробились через наледь.
Дошли до первой крутой горы, проводник сказал – не поднимемся, очень круто и много снега. Нет разгона. Поднялся с первой попытки, проводник в шоке. Вышли к перевалу, стемнело. Подъём метров четыреста, уклон такой, что хочется развернуться и уехать назад. Даже по сухой погоде это очень тяжёлый подъем. Прогноз проводника – не поднимемся никогда. Вышел с первой попытки, тяжело, на нервах, но вышел. Проводник молчал до самого Лабынкыра. Я горжусь такой машиной. Говорю на основании своего опыта, в эту гору не выехал бы никто. Даже гусеничная техника.
Еще 30 км такого счастья, и мы на Лабынкыре. Ехали 13 часов. Я сжёг 260 л топлива. Почти 3 л на км. Остальные меньше, т. к. шли по моему следу. Нас все поздравляют. Все видели, что происходило, трудно было поверить, что это можно преодолеть. Моих всех разрывало от гордости за КАМАЗ. Машины в норме.
04.03
Мороз -45. Провели плановое обслуживание, серьезных проблем нет.
У меня оторван задний левый ящик под кузовом, «сидел» на нём на пригорке. Вывернута правая сторона бампера вместе с фарой. Под снегом оказался пень, который не было видно. Теперь машина одноглазая.
Дайверы весь день искали глубины для установления рекорда на озере. Глубины 80 метров не нашли. Нашли 52 м. Загрустили. Местные организаторы разводят руками и говорят, что дальше в 30-ти км на озере Ворота есть и 150 м, но туда вообще дороги никогда не было. Летом добирались на гусеничных тягачах и вертолётах. Я предложил Диме Шиллеру (руководитель группы дайверов) попробовать пробиться, пока они тут будут нырять на 52 м. Он, конечно же, ухватился за идею. Решили так. Мы двумя машинами выдвигаемся на Ворота, одну оставляем им для ныряния, как хозяйку, а две уходят в Томтор за топливом, потому что в наши планы Ворота не входили, и топлива нам не хватит. Одну машину отправлять нельзя, потому что идти им придется через наледь. Мы, если пробиваемся на Ворота, связываемся с экспедицией по спутнику, они приезжают по нашему следу и устанавливают рекорд. На том и порешили.
05.03
Мороз -41. Утром в 7 часов две машины и 6 человек двинулись в путь. Сразу столкнулись с тем, что идти надо по лесу, а проходов между деревьями нет. Пришлось валить деревья бампером и ползти по глубокому снегу. Через 5 км сучком пробили колесо переднее, левое. Подкачка справляется, но следить за ней по такой дороге нет возможности. Меняем колесо. Ставить пробитое колесо на штатное место не стали, тяжело поднимать руками. Бросили у колеи, заберём на обратном пути. Едем дальше, проваливаемся в первую же наледь, льдиной сбивает хомуты с двух ресиверов, стоим в воде без воздуха. Неудачная конструкция. До Ворот теряли ресиверы три раза. Устраняем неисправность в воде, качаем воздух и с помощью второй машины выходим из наледи. Далее снег выше бампера и через километр огромная наледь. Километра два, объехать невозможно, мы в ущелье. Едем, валимся назад, снова едем, и так 3 часа. Прошли, этот ручей вытекает из Ястребиного озера. До него 100 метров. Пройти не можем, очень глубокий снег, перелёт метров 10. Пошли через ручей и рухнули передним мостом в воду. Сели глухо. Опять потеряли ресиверы, ушёл воздух, я, когда вылазил из кабины, соскользнул с крыла и нырнул под лёд, утопил рацию. Двое ремонтирует ресиверы и долбят лёд, остальные ушли со второй машиной назад и копают там, где я не мог пройти. 3 часа работы, и вторая машина вышла к моей впереди. Бампер в воде, зацепить канат проблематично из-за конструкции прежнего буксирного пальца. Выехали со второй попытки. Фара полная воды замерзла, света у меня нет вообще. Прошли по Ястребиному и уходим на перевал. С прохода пробиваешь метр-полтора, и опять назад. Стемнело, наш оператор Миша установил у меня в кабине светодиодный фонарь, ехать можно. Поднялись на перевал. На второй машине слетел ремень генератора из-за того, что набился снег, таять не успевает и ремень соскальзывает со шкива генератора. Сделали, тронулись, через 500 метров опять слетел ремень. 12 часов ночи, решили ночевать.
06.03
Градусник снесли ветками, мороз по ощущениям и по выхлопу градусов -40.
Двинулись дальше. Спуск с перевала очень крутой, проводник уже уважительно говорит про КАМАЗ, но назад, говорит, не подниметесь. Дальше каскад озёр Нижнее, Бурное, Без названия, между ними очень глубокий снег и пустоты. В одну провалились, выехали. В снегу еще раз потеряли ресиверы. Подъехали к озеру Ворота. До выхода на лед 30 метров, проехать невозможно. Толстые деревья и ручей подо льдом. Сунулись в ручей и опять провалились. Вырвались назад при помощи второй машины. Не стали испытывать судьбу, спилили деревья и вышли на лёд. Ощущение как у командира, танки которого вышли к Берлину. Время на часах 16:15 местного.
Позвонили Шиллеру, машины с топливом вернулись на Лабынкыр, завтра с утра они стартуют. Их человек, приехавший с нами, ушёл на озеро искать глубины. Развели костёр, покормили Баяная, накатали площадку для машин, и спать. Расход топлива 300 литров на 30 км. 10л на 1 км.
07.03
Мороз градусов 30-35. В 7:17 позвонили мои бойцы, выдвинулись от Лабынкыра. Подробно объяснил им, как ехать, где объезжать наледи и т.д. Ждали их к 16 часам.
Приехали в 12 дня, очень быстро по пробитой дороге. Дайверы сразу ушли искать глубины, оказалось, что глубин и тут нет. Организаторы не могли подумать, что мы туда пробьёмся. До нас ни одно колесо по берегу Ворот не каталось. КАМАЗ первый, как всегда. В итоге нашли 60 метров, решили нырять. Пока пилили майну, готовились, уже стемнело. Ныряли ночью, рекорд все равно установили 59,6 м при температуре воды 0,6 гр. Цельсия. Отметили.
08.03
Мороз градусов 30. С утра дайверы ушли нырять при солнце. Мы поздравили женщин с праздником. Вытоптали на снегу "Мы вас любим" и после обеда выехали назад на Лабынкыр. Подъезжали к Лабынкыру затемно. В снегу наехал на лесенку, и она пробила насквозь интеркулер и радиатор охлаждения. Встали ремонтировать. Людей всех загрузили в одну машину и отправили на Лабынкыр, там есть домик, а мы остались. Выдернули радиатор, заглушили трубки и уехали. По дороге забрали запаску, приехали в 03:30.
09.03
Мороз градусов 30. В 10:30 выехали в Томтор.
10.03
Мороз -51. Поставили левую фару на мою машину и в 11:30 выдвинулись в Якутск. За день дошли до Тёплого Ключа, там ночевали.
11.03
Мороз -44.
В 6:00 выехали из Тёплого Ключа и без приключений в 14:00 были в Якутске.
В Якутске -15 днём.
Все задачи выполнены.

информация предоставлена А.Райхштатом
http://vk.com/ray_x_shtat?w=wall6911901_3542%2Fall
Последний раз редактировалось ФПСР 15-03-2014 22:28, всего редактировалось 1 раз.
Федерация подводного спорта России

BKC
Активный участник
Сообщения: 15176
Зарегистрирован: 01-02-2007 00:57

#102 Сообщение Добавлено: 15-03-2014 17:11 Заголовок сообщения:

Спасибо, очень интересное описание поездки. Хоть и коротко, но впечатляет. Наверное, полезный для КАМАЗа опыт.

Ещё вопрос о планировании погружений. Поковырявшись немного в Интеренете можно найти какие-то описания и Лабынкыра и Ворот. Что-то про них известно и везде указывается глубина до 60 м. Были какие-то основания искать там 80 метров? Были какие-то указания на существование такой глубины? Из описания-то плана экспедиции следовало, что только добраться и погрузиться надо на 80 м.

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#103 Сообщение Добавлено: 15-03-2014 20:12 Заголовок сообщения:

Доброго времени суток, уважаемые форумчане!
Спасибо за интерес к теме и Ваши комментарии. Постараемся ответить на все вопросы.
BKC писал(а):Были какие-то основания искать там 80 метров? Были какие-то указания на существование такой глубины? Из описания-то плана экспедиции следовало, что только добраться и погрузиться надо на 80 м.
Как уже неоднократно писали, озера Лабынкыр и Ворота очень мало изучены. И причина тому проста - труднодоступность. Исследования зимой вообще никогда не проводили.

В 2006 год экспедицией биологического факультета МГУ под руководтством Л. Емельяновой, (к.б.н., доцент МГУ) был проведен ряд исследований дна с помощью эхолота. В 2012 году на Лабынкыре работала экспедиция Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения РАН. Эти исследования показали, что дно Лабынкыра имеет разлом, максимальная глубина которого около 80 метров. Но эти исследования проводились в летнее время.
Участникам экспедиции "Полюс холода" работали зимой. Вот что рассказал Александр Губин: "Толщина льда на озерах составляла 140 см. Эхолот просто не "пробивает" такой лед. Кроме того, лед пресных водоемов имеет несколько другую структуру, чем соленых. Он более твердый что ли. Это знает любой, кому доводилось пилить майны. К каким только ухищрениям мы не прибегали, чтобы найти глубину, даже лили теплую воду на лед. 80 м мы так и не нашли. Идея поехать на Ворота казалась вообще абсурдной, дороги ведь нет, а зима, как говорят местные, выдалась особенно снежной. Все очень расстроились, местные жители сказали, пройти невозможно. И тогда Али Гильдимович сказал: "Кто не пройдет? Мы не пройдем? Дорогу показывай!". 30 км мы преодолевали 20 часов."

Работа приборов представляла для экспедиции наибольшую сложность. Самым трудным было даже не изготовление газов для погружения, а их анализ. Как и предполагал Александр еще на тренировках, газоанализаторы давали абсолютно недопустимую погрешность. Как удалось с этим справиться мы расскажем в следующих постах.
Последний раз редактировалось ФПСР 15-03-2014 23:29, всего редактировалось 1 раз.
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#104 Сообщение Добавлено: 15-03-2014 20:41 Заголовок сообщения:

А пока еще немного о науке. Ранее на форуме спрашивали, в чем смысл исследований озер именно в зимнее время и почему нельзя взять пробы просто черпалкой, зачем погружаться.

Полное представление о биценозе можно составить только изучив его жизнь в течении всех сезонов. Согласитесь, наши знания о жизни медведей в лесу вряд ли можно было бы считать полными, если бы мы не знали, что зимой медведь впадает в спячку :).
Про водную жизнь Лабынкыра зимой ученые только догадываются. В частности пока много вопросов вызывает газообмен. Как происходит насыщение воды кислородом настолько, чтобы обеспечить такое количество рыбы пока не ясно.
Еще экспедиция 2012 года дала интереснейшие результаты - были найдены виды, занесенные в Красную книгу. Нынешняя экспедиция подтвердила наличие "краснокнижных", но и подарила науке ранее не известные виды. К сожалению, пока не можем рассказать подробностей, но в ближайшее время свяжемся с Любовью Иннокентиевной Копыриной (научным консультантом экспедиции) и узнаем все детали.
Что же касается ручного забора проб во время погружения, то здесь все просто. Ученым были нужны пробы с разных глубин. Если в полевых условиях пытаться брать пробы с глубины "черпалкой", то чистота этих проб будет весьма сомнительной. А анализ воды с разных глубин дает представление о водообмене, вертикальном распределении планктона, изменении его видового состава с глубиной, круговороте веществ в водоеме.
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#105 Сообщение Добавлено: 16-03-2014 01:57 Заголовок сообщения:

14 марта 2014 года Казань с встречала своих героев.
Изображение
Прямо с поезда Отряд отправился на встречу с Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым. Президент лично вручил Дмитрий Шиллеру, как руководителю Отряда, Медаль РТ «За доблестный труд». Благодарность Президента РТ «За огромный вклад в развитие подводного спорта в Ресрублике Татарстан» получили Андрей Агарков, Владимир Алимпиев, Андрей Андронов, Герман Архипов, Максим Астахов, Георгий Мединин, Антон Райхштат, Валерий Салеев, Андрей Филиппов.

Фоторепортаж здесь
http://president.tatarstan.ru/photo/show/37756
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#106 Сообщение Добавлено: 16-03-2014 02:09 Заголовок сообщения:

На официальном сайте экспедиции "Полюс холода" опубликованы новые фотографии.
Пресса за работой
Изображение

В пути
Изображение

Божана Остойич под водой
Изображение

Максим Астахов
Изображение

Ночное
Изображение

Представитель фауны - налим, 1.20 м, дружелюбный
Изображение

Изображение


Еще фотографии - здесь
http://www.polus-holoda.info/budni-eksp ... ast-2.html
Последний раз редактировалось ФПСР 17-03-2014 18:53, всего редактировалось 2 раза.
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#107 Сообщение Добавлено: 17-03-2014 11:12 Заголовок сообщения:

Видео о том, как Казань встречала Отряд
http://www.youtube.com/watch?v=j45ryg8d ... ture=share
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#108 Сообщение Добавлено: 17-03-2014 11:45 Заголовок сообщения:

Изображение
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#109 Сообщение Добавлено: 17-03-2014 11:46 Заголовок сообщения:

Изображение
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#110 Сообщение Добавлено: 19-03-2014 20:13 Заголовок сообщения:

Интервью с Али Кариевым - Генеральным директором компании ООО "Магаданский автоцентр КАМАЗ", Ответсвенным за транспортное обеспечение Подводного исследовательского отряда ФПСР/РГО.

Изображение

Что Вы можете сказать об участниках экспедиции, о дайверах?
Для меня они люди очень близкие мне по духу, контакт сложился сразу. Но у нас были разные задачи. Мы должны были обеспечить доставку людей, возврат, у нас был четкий график, привязанный к сложной программе погружений. Мы были заняты техническими задачами, и как ныряли первые погружения, мне не пришлось увидеть. А вот последнее погружение – ночное, я наблюдал.
Приехали на Ворота поздновато. Пока нашли глубину, пока пробили майну, уже было поздний вечер, мы тем временем занимались своими делами, а уже ближе к вечеру, когда стемнело, я зашел к ним в палатку. Вдруг откуда ни возьмись ветер поднялся сильный, честно скажу, мне жутковато стало. Совершенно безбашенные люди...лезть в эту черную дыру! Ничего не видно, страшно холодно.
Я сильно запереживал, потому что они стали людьми для меня близкими. Дима, Саша, у них постоянно чего-то случалось, замерзало, они постоянно что-то отливали кипятком. Я подумал, а вдруг что-нибудь там замерзнет, тогда что?
Когда они ушли под воду, время показалось вечностью. И нет связи, ты их не услышишь, и они ничего не скажут. Когда увидел свет фонарей, отлегло от сердца.
Вытащили мы их – и сразу в машину к себе, задача была поставлена, чтобы было очень тепло, горячая вода, сладкий чай, мы все это организовали...Я смотрю на них - люди вернулись из неведомого.
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#111 Сообщение Добавлено: 20-03-2014 02:47 Заголовок сообщения:

Изображение

Лабынкыр

Здесь зимняя стужа свирепей быка,
А горы сверкают бриллиантами льда,
Тайга здесь укрыта одеялом снегов,
Узоры на нем из звериных следов,
Природа хранит здесь тайны веков,
А здешние люди мудрее Богов.

Влюблен всей душою в твой сказочный мир,
Священные воды твои, Лабынкыр!

© Александр Губин, 2014
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#112 Сообщение Добавлено: 20-03-2014 21:27 Заголовок сообщения:

22 марта в 12:00 в Музее естественной истории Татарстана пройдет встреча с экспедицией «Надежные машины. Железные люди». В программе - интересные детали, новые подробности от участников похода.
В Казанский Кремль вернется его флаг, который вместе с экспедицией побывал и на Полюсе Холода, и на дне озера Лабынкыр, и на одном из самых труднодоступных озер планеты – озере Ворота. Вместе с флагом в Музей естественной истории передадут новый экспонат, привезенный с Полюса Холода.
Мероприятия пройдут в рамках празднования Всемирного дня воды, который традиционно отмечается 22 и 23 марта в Музее естественной истории Татарстана.
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#113 Сообщение Добавлено: 21-03-2014 18:49 Заголовок сообщения:

Изображение

Фотографии экспедиции на фейсбуке
https://www.facebook.com/media/set/?set ... 895&type=1
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#114 Сообщение Добавлено: 22-03-2014 21:57 Заголовок сообщения:

Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#115 Сообщение Добавлено: 24-03-2014 13:51 Заголовок сообщения:

22 и 23 марта в Музее естественной истории Татарстана праздновали Всемирный день воды. В рамках этого мероприятия состоялась встреча с участниками экспедиции "Надежные машины. Железные люди". Они рассказали не только о своих приключениях на Полюсе холода, но и подводном плавании, морских путешествия и многом другом.

Основная аудитория - дети, в том числе и самые маленькие, - с интересом слушали рассказы, примеряли снаряжение, учились дышать из регулятора, а те что по старше даже пытались одеть комплект снаряжения. Не без помощи взрослых, конечно.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В этот день завершилось и путешествие Флага Казанского Кремля. Напомним, что в день торжественной церемонии посвященной старту экспедиции, директор Музея Казанский Кремль Зиля Валеева передала участникам экспедиции Флаг Казанского кремля, который отправился вместе с ними в дальнее путешествие, побывал в Оймяконе, и на дне озера Лабынкыр и на дне озера Ворота.
Изображение

22 марта реликвия вернулась домой – флаг с автографами участников экспедиции был снова передан Зиле Валеевой.

А еще от имени Якутского отделения Русского географического общества Музею был передан ценный дар – зуб мамонта, который займет теперь свое место среди экспонатов.

Изображение
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#116 Сообщение Добавлено: 28-03-2014 10:14 Заголовок сообщения:

Отчет о результатах работ по отбору проб на озерах Лабынкыр и Вотрота по заданию Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения РАН

Всего было отобрано 20 проб воды с поверхности, с глубин 6 и 21 м, а также пробы воды и грунта с глубин 52,3 м – озер Лабынкыр и 59,6 м – Ворота на гидрохимический, гидробиологический анализ с целью изучения фитопланктона в зимний период.
Фиксирование гидрохимических проб, компоненты газового режима О2, БПК5, СО2 и некоторые физические показатели определены на месте отбора проб.
Основные задачи исследования – выявить особенности таксономического и эколого-географического состава, количественного развития фитопланктона на разных глубинах, а также донных отложений и гидрохимии вод исследованных озер в зимний период.
05.03.2014 г., оз. Лабынкыр, майна 2х2; глубина 52,3 м, N 62'45670º; E 14363304, высота н.у.м. – 1025 м.
06.03.2014 г., оз. Лабынкыр, майна 2х2; глубина 6,5 м м, N 62'45671º; E 14363304.
07.03.2014 г., оз. Ворота, майна 2х2; глубина 59,6 м, N 62'55978º; E 14360866, высота н.у.м. - 1014 м.
Все эти параметры являются в равной степени важными факторами, определяющими как внешний облик озерной экосистемы, так и внутренние закономерности, которые будут изучаться впервые благодаря глубоководному погружению в зимний период в озере Лабынкыр. Озеро Ворота изучается впервые.
Результаты могут быть использованы при планировании мероприятий по рациональному использованию естественных ресурсов, организации природоохранных мероприятий, также для оценки биоразнообразия различными природоохранными ведомствами, при мониторинговых исследованиях, для подготовки курса лекций для студентов биологических и экологических специальностей.
Результаты исследований будут известны в мае 2014 года, данные будут опубликованы на официальных информационных ресурсах Русского географического общества.

Информация предоставлена Л. И. Копыриной, с.н.с., лаб. флористики и геоботаники ИБПК СО РАН, к.б.н.
Последний раз редактировалось ФПСР 01-04-2014 16:59, всего редактировалось 2 раза.
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#117 Сообщение Добавлено: 01-04-2014 15:06 Заголовок сообщения:

Интервью с участницей и научным консультантом экспедиции "Полюс холода", кандидатом биологических наук, научным сотрудником лаборатории флористики и геоботаники Института биологических проблем криолитозоны Сибирского Отделения РАН Любовью Иннокентьевной Копыриной.

Добрый день, Любовь Иннокентьевна! Завершился второй этап экспедиции “Полюс холода”, хотелось бы узнать о его результатах и ценности с научной точки зрения.

Крайний Север характеризуется уникальным сочетанием природы от арктических побережий до средней тайги Юга Якутиии, которые всегда вызывают огромный интерес научной общественности и туристов. Сложные природные процессы в условиях резкоконтинентального климата криолитозоны сформировали ее богатейший и своеобразный растительный и животный мир, в котором сочетаются тундровые и лесные виды в условиях укороченного вегетационного периода.

Вместе с тем, изучение биоразнообразия Якутии по-прежнему остается актуально для познания структурно-функциональной организации различных биоценозов и решения формирования ее биоты. Для оценки и долгосрочного прогноза экологического состояния требуется выявить пространственно-временные изменения, происходящие в природных сообществах Якутии.

Полученные результаты исследований могут быть использованы для оценки современного состояния природных ландшафтов Якутии, а так же как фоновые показатели при организации мониторинга состояния природной среды этого региона. Полученные сведения о редких видах и их сообществах могут быть привлечены для корректировки списков редких видов Красных книг Республики, России, а также при выборе особо ценных природных ландшафтов Якутии, нуждающихся в режиме особой охраны и ограниченном природопользовании.

Но если регион так интересен, что в таком случае препятствовало полномасштабным исследованиям, и что Вы могли бы рассказать о предыдущих экспедициях к озеру Лабынкыр?

Сдерживающим фактором являются труднодоступность изучаемой территории, суровость климатических условий и малонаселенность местности.
Исследования озера Лабынкыр начались недавно. Первые сведения о водорослях озера Лабынкыр были собранны ихтиологическим отрядом в июле-августе 1962 г. Ф.Н. Кирилловым, и опубликованы в работах Л.Е. Комаренко, И.И. Васильевой (1975).
В 2010 г сотрудниками ИБПК СО РАН в составе международной саха-корейской экспедиции были впервые проведены комплексные ботанические исследования по изучению флоры и растительности окрестностей озера Лабынкыр.
Впервые зимние исследования были проведены в 2013 году экспедицией “Полюс холода” и продолжены в этом году в рамках второго этапа. В этот раз удалось провести первые глубоководные исследования озера Лабынкыр в зимний период.
Озеро Ворота вообще исследуется впервые.
В зимний период газовый и гидрохимический режим водоема отличаются от т.н. открытого периода воды. Исследования в этот период необходимы для выявления видового состава и структуры гидробионтов, обитающих в период лимитирующих факторов среды, и для выявления различий или сходств между открытым периодом.

Но насколько целесообразно использовать водолаза для взятия проб, может быть их проще взять с помощью каких-нибудь приспособлений?

Специально обученный к методикам отбора проб дайвер лучше, чем специальное оборудование. Оборудования используются для взятия проб только до 10 м, в нашем случае это дночерпатель и батометр. Дайвер воочию видить все, что находится на дне, наблюдает, снимает фото и видео, изучает дно исследуемых озер, фиксирует различные факторы и условия обитания донных организмов (давление, освещенность, температура, течение и тд.).
Мы очень благодарны дайверам Подводного исследовательского отряда при Русском географическом обществе Республики Татарстан и Федерации подводного спорта России за предоставленные пробы со дна озер Лабынкыр и Ворота. Отдельно хочу поблагодарить автоцентр Камаз за возможность попасть в эти труднодоступные места нашего региона.

А когда будут известны результаты лабораторных исследований отобранных образцов воды и грунта?

Эти пробы сейчас изучают в нескольких лабораториях, в том числе в Лимнологическом институте Сибирского отделения РАН (г. Иркутск), первые результаты будут скорее всего в мае.

Большое спасибо, Любовь Иннокентьевна! Будем ждать результатов.
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#118 Сообщение Добавлено: 08-04-2014 09:21 Заголовок сообщения:

Изображение

Дайвцентр «Полюс холода», отв. А. Губин.
 
Что сказать об экспедиции? 1000 км от Якутска до Томтора проехали за два дня, а на следующее утро мы уже пробивались на Лабынкыр. Когда смотришь вперед на сверкающие снегом перевалы и таежный бурелом, возникает первое впечатление: «Здесь машины не пройдут!» Тем не менее, камазы шли… Шли через колючую тайгу, глубокий снег, крутые подъемы и ледяные ямы. Шли, сердито рыча мощными моторами и фыркая сизыми облаками сгоревшей соляры. Шли, теряя фары, оставляя за собой обвесы и пробивая радиаторы. Хочу подчеркнуть, что вся отломанная от машин мелочь нами старательно собиралась. Поэтому на протяжении всего пути, после нас в снегу остались только следы.
Кунги в которых мы ехали, были неплохо оборудованы для длительного путешествия, двух ярусные нары, газовая плитка, умывальник, бочка для питьевой воды, несколько кресел и маленький столик. Но воспользоваться этими удобствами во время движения машины по тайге не получится даже у каскадера. Или же наоборот, эти удобства приходят к вам сами, когда вы этого не ждете. Например, если кто-то не слил воду из умывальника, то умываться будут все присутствующие в кунге, не взирая на желание и социальный статус. Процесс умывания будет продолжаться до тех пор, пока не кончится вода в умывальнике или кто-нибудь из присутствующих не совершит мужественный поступок, рискуя пробить головой потолок на очередном треске, бросится к переговорному устройству, связывающему жителей кунга с водителем и попросит последнего остановить машину.
Периодически колонна КАМАЗов неожиданно вырывалась из глубокого снега тайги на замерзшую поверхность реки или озера. В такой момент казалось, что мы выехали на шоссе.
Если кто-то потерял бдительность и случайно задремал на ровном участке дороги, прислонившись к замершему стеклу, то звонкий удар головы об это самое стекло или веселый скрежет зубов о чайный столик извещали коллег по экспедиции о том, что начался новый участок дороги. Очень полезно перед сном одевать на голову, толстый капюшон. Он придавал голове устойчивое положение, надежно держа ее на шее. К тому же, если голова случайно отвалится, то ее не надо будет ловить по всему кунгу. Были моменты, когда кунг напоминал мне центр подготовки космонавтов - летали люди, летали предметы, летало все, что не было привязано.
Кто не часто бывает в экспедициях, порой с трудом приспосабливается к бытовым трудностям. Например, про баню и теплый туалет участникам пришлось забыть до приезда в Томтор. Трудности наваливаются понемногу и “из-под тишка”: кто-то порезался, голова заболела, нос потек, кишечник расстроился, печка сломалась, свет погас не во время и т. д. В мороз при отсутствии ветра выхлопные газы облаками накрывали работающие машины. А потом сизым едким дымом просачивались в салон, даже глаза щипало. Несмотря на постоянно работающие печки, жилые кунги постепенно промерзали. Особенно это проявлялось на стеклах и на потолке в местах крепления обшивки. Сначала на крепежных шляпках появлялся иней, а потом небольшие сосульки. Сосульки постоянно капали, поэтому выгоднее всего, было спать на нижних нарах. Но, несмотря на эти бытовые мелочи, общее эмоциональное состояние экспедиционеров было хорошее.
По началу участников экспедиции можно было условно разделить на три команды: команда подводно-исследовательского отряда РГО, команда КАМАЗ и команда Оймяконского отделения РГО. В каждой команде свой руководитель и свои задачи. Кроме этого в отряде были двое ученых из Северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммосова и Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения РАН, два иностранца - инспектор CMAS Бажена Остойич (президент Сербской федерации подводных видов спорта, инструкор и эксперт в области подводных видов деятельности, она известна своей работой в команде легендарного Жака Ива Кусто) и оператор канала Дискавери Джон О'Махоуни, который приехал сюда за Лабынкырским чудовищем. Чудовище, правда, он так и не нашел, но к концу нашей экспедиции из гордого серьезного ирландца превратился в веселого русского рубаху-парня. Многие увидели друг друга впервые и знакомились по ходу экспедиции. В Томторе по некоторым вопросам логистики возникли разногласия, и в какой то момент мне показалось, что между командами появилась трещина непонимания. Но, несмотря на это, на утро экспедиция взяла курс на Лабынкыр. Надо сказать, что КАМАЗовцы показали себя профессиональной командой, способной решать поставленные задачи в сложнейших климатических условиях и при полном отсутствии дорог. В ходе экспедиции все сдружились, трещина непонимания постепенно куда-то исчезла, и мы превратились в единую, сильную команду.
В общем, через сто километров бездорожья и перевалов мы уже стояли на берегу легендарного озера. Часть привезенного оборудования разгрузили сразу, но основная работа закипела с утра - кто-то уехал искать глубину, кто-то уехал за дровами, кто-то готовил обед, кто-то возился с генератором…
А я перетаскивал водолазное оборудование из КАМАЗа в маленькую сторожку на берегу озера, которая через несколько часов превратилась в «водолазку». Мне помогали коллеги по погружениям - Максим Астахов и Володя Олимпиев. На входе Бажена Остойич повесила кусочек картонки, на котором написала: «Дайвцентр «Полюс холода», ответственный Губин А.С.». «Водолазка» всем понравилась, и участники экспедиции по очереди приходили сюда на экскурсию.
Меня беспокоила ситуация с подготовкой и проверкой газов. Сложности с анализом смеси возникли еще во время предварительных тренировок на Белом море, там нам помогал опытный газблендер Иван Кронберг. После погружения на 60 метров решили проверить остатки газа в спарке. Обнаружилось что, газ не соответствовал той смеси, которую мы запланировали. Погрешность - до 12%. Хорошо что, все хорошо закончилось, но настроение испортилось.
На следующий день было запланировано погружение на 80 метров. Стали разбираться и экспериментальным путем обнаружили, что приборы дают не точные показания, когда в вагончике становится холоднее, или, например, газоанализатор постоял на сквозняке. Это при том, что температура воздуха на улице не опускалась ниже -13 градусов. В принципе, все понятно: газоанализатор лабораторный прибор, созданный для работы в тепличных условиях, о чем сообщается в инструкции производителя. Это означает, что в других условиях он и не должен работать. Тут в памяти всплыла история про одного ученого, который читал лекцию студентам о происхождении жизни на земле. Так вот он сказал: «О происхождении жизни на земле мы знаем почти все, кроме одной маленькой детали - как же все таки она произошла?» Вывод: не достаточно еще накоплено опыта работы с газами в таких условиях.
Мы постарались все это учесть, и если не считать потерю «горячего» газа из моего стейджа в результате замерзания, погружение на 80 метров прошло нормально. По началу встал на фри-фло регулятор, пришлось открывать его на вдохе и закрывать на выдохе. Эта вообщем-то не сложная процедура известна дайверам с базовых курсов технического дайвинга, но потом газ пошел через резьбовое соединение регулятор-баллон. Стрелка манометра быстро пошла к нулю, но я успел сделать пару кадров травящего соединения, на память. Газ улетел, но оставалось еще 20 минут декомпрессии, которые мы провели в режиме дыхания из одного регулятора с Димой Шиллером. Примерно на пятнадцатой минуте этой почти интимной процедуры стали неметь губы, видимо Шиллеру это тоже не понравилось, а может просто я не в его вкусе, но на следующих спусках он предложил использовать на стейджах по два дыхательных автомата. Во время тренировок в дайвцентре «Полярный круг» мы активно экспериментировали. Например, после переключения на донную смесь оставили транспортный газ на спусковом конце, и дальше решили попробовать поддувать сухой костюм донным газом. Я один раз так делал на Черном море, было конечно прохладно, но не критично. Но здесь при каждом нажатии на кнопку подачи газа в сухой костюм было ощущение, что в него заливается порция ледяной забортной воды. Первая мысль именно такая и была: «Нарушилась герметичность молнии!»
Так же мне запомнился эксперимент со стельками. Перед одним из погружений Дима Шиллер подарил мне одноразовые японские стельки с подогревом. После вскрытия герметичной упаковки химический наполнитель стельки вступает в реакцию с кислородом, который, как известно, присутствует в составе воздуха. Погружение было запланировано относительно не глубокое и не продолжительное, поэтому для дыхания и поддува костюма мы использовали воздух. Совершенно естественно, что на глубине 40 метров парциальное давление кислорода выросло в пять раз, и конечно химическая реакция в стельках пошла намного активней. Я пережил ряд ярких ощущений и узнал, что чувствует живая рыба на сковородке. Ерзая ногами в ластах мне, удалось таки немного стащить боты с ноги, и таким образом облегчить долгожданное окончание опыта со стельками. Шиллер, немного похожий под водой на Пинагора, подозрительно посмотрел на мои судорожные движения, и сигналом спросил, все ли у меня в порядке. Подходящего знака для полного ответа у меня в голове не нашлось, и я ответил «ок». К моей большой радости, у Шиллера неожиданно встал на фри-фло регулятор, и мы достойно и быстро завершили погружение. После погружения, я сердечно поблагодарил Дмитрия Августовича за подарок, и подтвердил высокое качество японской продукции, показав ему красные пятки. Потом только ленивый не шутил по этому поводу.
И вот, я на Полюсе холода смотрю на столбик выпущенного специально для Якутии термометра «до -60», вспоминаю о наших тренировках и ошибках.
Здесь, на Полюсе холода, мы постарались создать для единственного газоанализатора максимально тепличные условия. Вплоть до того, что во время проверки газов засовывали прибор в пакет, в который пускали подогретый до плюсовой температуры газ. Хранили газоанализатор бережно, в сторожке, на одной высоте, где температура была более или менее соответствующей паспортным рекомендациям прибора. В ночное время мы по очереди поддерживали температуру в сторожке, поскольку ржавая печь пожирала дрова как Лабынкырское чудовище.
С одной стороны, после смешивания газов и так известно, какая смесь получился, но проверить то надо! Свежа в памяти история с газами, произошедшая на Белом море.
Убедиться, что единственный газоанализатор не врет, помогали опечатанные заводские баллоны с кислородом и гелием. Понятно, что в одном - 100%-ый кислород, в другом - 100%-ый гелий. Сначала проверяли газоанализатор на этих баллонах, после этого проверяли смеси. Но все равно из-за того, что прибор глючил, было как-то не спокойно. Один раз оставил его на скамье на пять минут, вернулся – все, дисплей замерз! Надо снова его отогревать. Времени на все эти важные мелочи уходило «вагон и маленькая тележка». Дело в том, что температура в сторожке-водолазке, у которой вместо окон были пленка и картонка, распределялась по уровням. Под потолком температура была плюсовая, можно даже было снять шапку, а на уровне пола уже -45. А скамья, на которой я оставил газоанализатор, находилась в метре от пола. Вот он и замерз.
Еще проблема была. Баллоны вроде заводские, даже опечатаны, но где-то 10 бар недожато, где-то 15. Если при этом запасов газа в притык (а хотелось бы общее давление в спарке 200 бар), при переливке это имеет значение. Вдобавок температура на улице до опускалась до полтинника, и в баллонах давление тоже падало, поэтому в «водолазке» для транспортных баллонов были сделаны специальные полати, на которые баллоны укладывали заранее, с целью отогреть.
Предлагаю фотографии дайвцентра «Полюс Холода», посмотрите на все своими глазами. Когда работал с газами, в «водолазку» никого не пускал кроме Астахова Максима, он мне помогал. Остальных попросили без нас туда не ходить, да и вообще без особой надобности посторонним там делать нечего. Одна из причин в том, что «водолазка» подогревалась обычной печкой с открытым огнем, не приспособленной специальных целей, а это не безопасно. Могли, например, искорки полететь, а в «водолазке» кислород, и с ним еще работать нужно. Опять же, условия походные, на одежде у людей масляные пятна могут быть, курят некоторые и т.д. Но задача в том и заключалась - организовать все именно в таких условиях, других то не было.

Продолжение следует...
Последний раз редактировалось ФПСР 08-04-2014 09:58, всего редактировалось 1 раз.
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#119 Сообщение Добавлено: 08-04-2014 09:26 Заголовок сообщения:

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Федерация подводного спорта России

Аватара пользователя
ФПСР
Участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 10-03-2013 09:29
Откуда: Российская Федерация

#120 Сообщение Добавлено: 15-04-2014 10:45 Заголовок сообщения:

На озере Лабынкыр мы без особых проблем сходили на 54 метра, по всей видимости, это и есть максимальная глубина этого водоема. Тут то и появилась идея пробиться на озеро Ворота. Эта идея всех взбодрила и объединила, хотя сомнения были. Например, наш главный проводник Сергей Зверев сказал, что КАМАЗы вряд ли пройдут. Однако руководитель команды КАМАЗ Али Гильдимович Каримов уверенно и спокойно заявил: «Мы пробьемся».
За профессионализм и уверенность мы про себя называли Али Гильдимовича командиром танковой бригады.
В итоге, два КАМАЗа ушли пробивать дорогу на Ворота, еще два ушли в Томтор за солярой. Средний расход топлива был 10 литров на 1 км, и поэтому после незапланированного путешествия на Ворота на обратный путь его бы просто не хватило. Остальные остались на Лыбынкыре, готовить майну для утреннего погружения недалеко от лагеря. Цель погружения в мелководной части озера - исследовательская, но решили, если будем успевать, сделаем небольшую фото сессию. Погружение понравилось и запомнилось. Прозрачность - около 30 метров, на зеленоватом фоне воды ярко красный «сухарь» и малиновые ласты Бажены выглядели очень вкусно и фотогенично. С Баженой мы отплавали 45 минут, потом она вышла, а под воду спустился Максим Астахов. Максим брал пробы грунта на разной глубине, и мы постепенно вышли под самый берег. Под льдом вдоль берега шла каменная гряда. Заканчивалась она ровно, как по линейке, на глубине два метра и переходила в плотный ил. Странно, но совсем не похоже на естественный ланшафт. Среди камней плавала стайка мелкой красной рыбы. Потом приплыл огромный красивый налим, я сразу вспомнил легенду про чудовище, может это именно он стал прототипом? Но для чудовища у налима оказался слишком миролюбивый характер, он спокойно плавал рядом с нами и даже позволил себя фотографировать.
Вечером по спутниковому телефону позвонил Али Гильдимович. Он сдержал слово, и пробил дорогу на озеро Ворота. 20 км бездорожья пробивались 30 часов. Утром мы поехали по его следам, и во второй половине дня были на месте. Я выпрыгнул из машины, посмотрел по сторонам и чуть не ослеп от этого масштабного, сверкающего великолепия. В долине, между двух высоких сопок, лежало скованное толстым льдом озеро. Вот уж действительно Ворота! Название идеально подходит к этому месту.
На озере уже во всю трудились наши товарищи, приехавшие еще вчера на первых машинах. Они ездили по озеру и делали замеры глубины. К нашему приезду максимальная глубина была найдена. Ребята рассказали о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться. Уйма времени и сил ушли на поиск самого глубокого места. Пытаясь сократить трудозатраты, делали замеры эхолотом прямо через лед, но эхолот быстро замерзал, и все равно пришлось сверлить лунки. В итоге проделали около 250 замеров! Но нашли глубину только 60 метров.
Мы ехали на Ворота с целью нырнуть на 90 метров, план погружения и соответствующая смесь были приготовлены заранее. Проводники в один голос утверждали, что эта глубина там точно есть, ссылаясь на показания эхолота сделанные еще летом. А некоторые утверждали, что существует разлом глубиной больше ста метров. Но по факту максимальная глубина оказалась 60 метров, и нет там никаких разломов! Ровное, как футбольное поле, плато. План погружения, конечно пересчитали, хорошо еще, что смесь в спарке под эту глубину подошла.
Майну сделали 2х2 метра, образовалась пирамида из сложенных кубиков льда, которые вырубали, пробиваясь к воде. На пирамиде Антон Райштат поставил икону Казанской Божьей Матери, привезенную им в дар из Казанского кремля местной церкви. Толщина льда оказалась полтора метра, на Лабынкыре было на пол метра меньше. Интересно, почему? Высота над уровнем моря одинаковая, расстояние между озерами по прямой от силы 10-15 км. Видимо, виной всему высокие сопки которые окружают Ворота и не выпускают скатившийся вниз холодный воздух. А на Лабынкыре не так, там есть где разгуляться воздушным массам.
Майна была готова, когда над озером уже стояла звездная ночь, но погружение решили не откладывать. Вот такой вот ночной, подледный, высокогорно-технический дайвинг.
Само погружение проходило так. Уходили по двум спусковым концам, пристегнувшись к ним кроткими кончиками на скользящих карабинах. Было три газа: транспортный EAN/40, на 30 метрах переключались на Тримикс 14/54, а для декомпрессии использовали EAN/80, на который переключались на 9 метрах.
Во время предварительных тренировок на Белом море, у нас почти на каждом погружении что-то замерзало. С одной стороны там температура воды ниже, а конкретно -2 градуса, но особенность формирования льда в соленой воде иная, по своей структуре он более рыхлый. Поэтому в морской воде он дольше формируется и легче разрушается. А если в пресной воде что-то замерзает, то замерзает крепко. Но тут в памяти опять всплыла история про ученого, который читал студентам лекцию о происхождении жизни на земле…
Еще одна сложность заключалась в том, что пробы грунта и воды брали, используя, мягко говоря, специфичный инвентарь. Не в обиду сказано, кустарный какой-то: бутылки пластиковые, баночки из-под майонеза. Причина все та же, не у всех уважаемых научных заведений есть опыт совместной работы с водолазами и видимо с деньгами тоже не очень. Давайте его нарабатывать. Помогите нам стать полезным инструментом в ваших руках, уважаемые ученые.
Все баночки пришлось брать на себя Шиллеру, потому как мои руки были заняты камерой. Дима был увешан баночками как новогодняя елка. И у этой «елки» был шанс, где-нибудь за что-нибудь зацепиться. Но вершиной инженерной мысли была бутылка из под шампанского, забетонированная в небольшую железную бочку. Бетон видимо заменял балласт, это хорошо, когда бутылка отпускается с поверхности на веревке. Но когда привязана к водолазу, это уже дополнительный элемент снаряжения величиной с небольшой стейдж.
На дне нужно было открыть бутылку и заполнить водой. Открыть эту пробку трехпалой рукавицей у Шиллера не было никаких шансов. Дима открыл ее зубами, предварительно освободив их от дыхательного автомата. По закону физики все, что было рядом с отверстием горлышка бутылки, устремилось внутрь. Это была вода, частички грунта, какие-то микроорганизмы и... Димина нижняя губа. Из этой трагикомической ситуации надо было как-то выходить, так как водолазу рано или поздно захочется сделать вдох. С задачей Шиллер справился решительно, о чем после погружения свидетельствовала «красивая» гематома на губе.
В итоге одна из баночек все-таки запуталась за балласт спускового конца. Дима в темноте и почти нулевой видимости сразу не распознал проблему и стал поддуваться. Не помогает. А когда спохватился, произошел отцеп баночки от балласта, и Дима полетел. Притормаживая за мой спусковой конец и стравливая лишний газ, Дима быстро остановился. При этом Шиллер ни одной пробы не потерял. Даже в такой момент человек о науке думал!
Всплывали мы каждый по своему графику, встретились на декомпрессии. Обменявшись знаками, решили немного перестраховаться, увеличили “кислородные окна” на 3-х, на 6-ти метрах. Права на ошибку у нас не было, как не было и мобильной барокамеры.
По графику утром нужно было трогаться в обратный путь. Но, очень уж хотелось посмотреть озеро в светлое время суток у берега, и попутно поднять случайно оброненную оператором подводную камеру. Она сорвалась, когда ее на длинной ручке опускали в майну для съемок. Поговорили об этом с Димой Шиллером:
- Сань, а успеете? Люди устали, замерзли, с ног валятся, но выехать нужно вовремя, сам понимаешь график ломать нельзя.
- Дима успеем, если пойдем пилить майну прямо сейчас, а помощников я уже нашел.
Мне вызвались помогать два человека, Володя Олимпиев и оператор Миша. Володя хотел понырять со мной, а у Миши появилась хорошая возможность, вернуть утопленную камеру. И вместо того, чтобы лечь спать, мы в километре от лагеря долбили новую майну, для дневного погружения. Мороз ночью усилился. Работали слаженно по отработанной схеме, использовали бензопилу, топор, пешню и лопату. Освещали место мощным видеофонарем, и налобными фонариками. Мороз ночью усилился. И когда выдолбили лед примерно до метровой глубины, замерзла пила. Приняли решение немного поспать, и взять вторую пилу.
Утром майну доделали быстро, нам пришло на помощь еще несколько человек, и появилась вторая бензопила.
Дневное погружение состоялось, мы нашли утопленную камеру и пешню. Вот со съемкой у нас, не заладилось. Кроме ровного пустынного дна ничего, и ни кого не было. Мы оба изрядно устали за эти дни, Володя позировал неохотно, а мне было лень, включать в голове клавишу «творчество». Я все же сделал пару кадров Володи с пешней в руке. Пешня была очень похожа на копье, это придавало Володе грозный вид. Глядя на это фото, можно подумать, что он охотится на Лабынкырское чудовище.
Пора возвращаться. Обратная дорога тоже была не без приключений, но это уже отдельная песня.
Хочется поблагодарить всех участников экспедиции за интересное плодотворное сотрудничество. За поддержку и взаимовыручку, за терпение и решительность, за мудрость и профессионализм. Мы многому научились друг у друга, и многое узнали друг о друге. О каждом из участников экспедиции можно написать отдельную книгу. Но такая задача не вписывается в мое короткое повествование.
Лабынкыр очистил нас от шелухи и сделал чуточку лучше, а память об удивительной природе и красоте этого края навсегда останется в наших сердцах.
Федерация подводного спорта России

Ответить