Как приземлялись "Востоки" и "Восходы".
Модераторы: трофи, DukeSS, KWAK
Кстати, возвращаясь к исходной теме - "Как приземлялись "Востоки" и "Восходы"...
С изумлением узнал, сколько здесь бывших коллег (если можно так сказать). Они, наверняка, в курсе, а интересующимся, наверно, будет интересна и такая информация.
Конечно, Королев понимал, что возвращение с катапультированием - это тупик. Но как выглядит "не тупик"? Как приземлиться на сушу мягко?
Тут он, образно говоря, "пустился во все тяжкие" в поисках альтернативных путей.
В 1962 году даже провели эксперимент со стратостатом Волга, когда из кабины стратостата, схожей со спускаемым аппаратом Востока, один испытатель катапультировался, а второй просто прыгнул через люк. И это все с высоты что-то около 20 (если не вру) километров.
не так давно даже кино об этом показывали. Если отмести всякую шелуху, то очень интересное кино:
https://ok.ru/video/3484747902
Ну, стало понятно, что это - не выход, тяжелому аппарату с людьми придется садиться вертикально и мягко. В итоге, на Восходе было сделано почти также, как и у ВДВшников на Кентаврах/Реактаврах - двигатели мягкой посадки + аммортизация кресел.
Но история с прыжками с парашютом у космонавтов имела продолжение.
Во второй половине 60-х в Куйбышеве проектировали свой вариант Союза, совсем не для мирных целей - проект Звезда (очередной проект Звезда в пилотируемой космонавтике). Там конструкторы исчерпали резервы массы настолько, что даже на запасной парашют не хватило! И как быть? В случае отказа основного оба космонавта должны были прыгать с обычными спасательными парашютами летчиков, благо они (космонавты) были без скафандров!
Кстати, хорошо, что американцы опередили нас на Луне! Ибо наш проект был ну очень авантюрен, в том числе упомяну, что запасного парашюта на наших лунных Союзах не было!
С изумлением узнал, сколько здесь бывших коллег (если можно так сказать). Они, наверняка, в курсе, а интересующимся, наверно, будет интересна и такая информация.
Конечно, Королев понимал, что возвращение с катапультированием - это тупик. Но как выглядит "не тупик"? Как приземлиться на сушу мягко?
Тут он, образно говоря, "пустился во все тяжкие" в поисках альтернативных путей.
В 1962 году даже провели эксперимент со стратостатом Волга, когда из кабины стратостата, схожей со спускаемым аппаратом Востока, один испытатель катапультировался, а второй просто прыгнул через люк. И это все с высоты что-то около 20 (если не вру) километров.
не так давно даже кино об этом показывали. Если отмести всякую шелуху, то очень интересное кино:
https://ok.ru/video/3484747902
Ну, стало понятно, что это - не выход, тяжелому аппарату с людьми придется садиться вертикально и мягко. В итоге, на Восходе было сделано почти также, как и у ВДВшников на Кентаврах/Реактаврах - двигатели мягкой посадки + аммортизация кресел.
Но история с прыжками с парашютом у космонавтов имела продолжение.
Во второй половине 60-х в Куйбышеве проектировали свой вариант Союза, совсем не для мирных целей - проект Звезда (очередной проект Звезда в пилотируемой космонавтике). Там конструкторы исчерпали резервы массы настолько, что даже на запасной парашют не хватило! И как быть? В случае отказа основного оба космонавта должны были прыгать с обычными спасательными парашютами летчиков, благо они (космонавты) были без скафандров!
Кстати, хорошо, что американцы опередили нас на Луне! Ибо наш проект был ну очень авантюрен, в том числе упомяну, что запасного парашюта на наших лунных Союзах не было!
Я в этой теме немного только про дайвинг и космос, про их связь, В Ордынскую пещеру , кто если нырял, поймёт, остальные пофантазируйте. Однажды мы из Большого зала ( а он очень большой!) плыли по направлению к ходу Решка. Там где ходовики разъединялись в разные ходы в старый Московский и старый Красноярский. И вот там в этом месте два дайверы ( как космонавты) освещённые только собственным светом, видимо чинили ходовики и висели в триме один напротив другого. Свет наших фонарей не достигал их, а потому казалось , что висят они в чёрном космическом пространстве и чинят что-то на своём корабле. Зрелище было фантастическое, а если добавить сюда ощущение ( почти) невесомости , то вообще дух захватывало. Вот такой "космос" есть у нас у пещерных дайверов.
Ничего страшного если над тобой смеются... Гораздо хуже, когда над тобой плачут...
По идее, две причины: хранить сложнее - теплозащита нужна для баков, и эти компоненты - не самовоспламеняющиеся, надо мудрить с "запальным устройством".
А Вы, как понимаю, с Сатурна, не?
Думается, что есть и основная, "нулевая", причина перед этими двумя... впрочем, связанная с первой. Теплозащищай, не защищай - а давление пара криогенных/низкокипящих компонентов ГОРАЗДО больше, чем у высококипящих. Так что и вероятность потери/утечки компонентов гораздо выше при хранении.
Я поступил в МАИ, и забрал документы сразу, чтобы поступить в авиационно-инженерное уч-ще без экзаменов, а
вся семья там работала ещё когда 20-ым он назывался, даже зам. директора П.Ф. Дерунова ( если знаете, что был такой директорище у нас) был двоюродный брат , а я мимо... хотя даже в аспирантуру поступил в РАТИ, потом оставил, ну, потому что в 94-ом магазины, фирмы, деньги и т.д. и т.п. Было весело, думал - вписался . Зато сейчас куры хрюшки и т.п. ну на это много причин есть....
Ничего страшного если над тобой смеются... Гораздо хуже, когда над тобой плачут...
Да не был он авантюрен, просто Королева уже не было, а Мишин не был таким лидером, да Глушко его "съел", да еще денег в стране таких уже не было, в отличие от США, где проект был объявлен НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ, а это совсем другие деньги. Да и делать в то время на луне за такие деньги было нечего, время еще не пришло, это были гигантские понты за сверхгигантские деньги, американцы себе их позволили, и тут же свернули эту программу, и Сатурн-5 этот, так нежнолюбимый Вадимычем, тут же кончился.luft10 писал(а): ↑19-10-2020 21:58Кстати, возвращаясь к исходной теме - "Как приземлялись "Востоки" и "Восходы"...
С изумлением узнал, сколько здесь бывших коллег (если можно так сказать). Они, наверняка, в курсе, а интересующимся, наверно, будет интересна и такая информация.
Конечно, Королев понимал, что возвращение с катапультированием - это тупик. Но как выглядит "не тупик"? Как приземлиться на сушу мягко?
Тут он, образно говоря, "пустился во все тяжкие" в поисках альтернативных путей.
В 1962 году даже провели эксперимент со стратостатом Волга, когда из кабины стратостата, схожей со спускаемым аппаратом Востока, один испытатель катапультировался, а второй просто прыгнул через люк. И это все с высоты что-то около 20 (если не вру) километров.
не так давно даже кино об этом показывали. Если отмести всякую шелуху, то очень интересное кино:
https://ok.ru/video/3484747902
Ну, стало понятно, что это - не выход, тяжелому аппарату с людьми придется садиться вертикально и мягко. В итоге, на Восходе было сделано почти также, как и у ВДВшников на Кентаврах/Реактаврах - двигатели мягкой посадки + аммортизация кресел.
Но история с прыжками с парашютом у космонавтов имела продолжение.
Во второй половине 60-х в Куйбышеве проектировали свой вариант Союза, совсем не для мирных целей - проект Звезда (очередной проект Звезда в пилотируемой космонавтике). Там конструкторы исчерпали резервы массы настолько, что даже на запасной парашют не хватило! И как быть? В случае отказа основного оба космонавта должны были прыгать с обычными спасательными парашютами летчиков, благо они (космонавты) были без скафандров!
Кстати, хорошо, что американцы опередили нас на Луне! Ибо наш проект был ну очень авантюрен....
dum spiro spero
del
Последний раз редактировалось blagscuba 20-10-2020 08:26, всего редактировалось 1 раз.
dum spiro spero
- Андрей СПб
- Активный участник
- Сообщения: 15490
- Зарегистрирован: 11-03-2009 09:51
А то что американцы на Аполлонах именно "низкокипящий компонент" постоянно использовали - это позабыли???
Ну да, была авария на 13 аполлоне, но это не заставило их отказаться от компактных и легких баков с кислородом для полетов
Криобаки много легче и компактнее чем кольцевой обвес шарами-баллонами у Союза
NDL Nitrox, AOWD PADI, OWD SSI, Подв. пловец ДОСААФ СССР
- Павел.bard.ru
- Активный участник
- Сообщения: 8224
- Зарегистрирован: 19-12-2007 14:07
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Да, но все эти были после Шаталова Елисеева на Союзе-10.luft10 писал(а): ↑18-10-2020 18:45М-да, чукча из-за чертовой пандемии превращается из читателя в писателя (это я про себя, если что).Павел.bard.ru писал(а): ↑06-10-2020 10:37
.... Экипаж Союза-10 не смог нормально пристыковаться к Салюту и перейти в станцию - программа полёта выполнена полностью (люди уже в открытую смеялись над этой формулировкой, тем более что косвенно провал миссии был подтверждён тем, что впервые космонавтам за полёт не дали Героя). До этого не состыковались Союзы 7 и 8. Тоже "не планировалось". И так далее Сарафанов-Дёмин, Зудов-Рождественский (ну там особая история...), Ковалёнок-Рюмин... Все "полностью выполнили программу полёта". Неудачи признавались только тогда, когда их невозможно было скрыть (Комаров, Добровольский-Волков-Пацаев, Лазарев-Макаров)
Тут Вы малость погорячились.
Наши космонавты при любом раскладе никогда за третий полет, каким бы успешным он не был, не получали третью Золотую Звезду, возьмите любого
Так уж совпало, что первый третий полёт (извиняюсь за каламбур) оказался неуспешным. Если бы успешно пристыковались, вполне могли дать и третью Звезду.
Да Только он МНИИРС
Без проблем! До дцатых Союзов помню все экипажи.luft10 писал(а): ↑18-10-2020 18:45И уж здесь же добавлю про "Лунный заговор". Его апологеты - непреклонны, потому, если при споре присутствуют "колеблющиеся" свидетели, то апологетов этих особо и не жалею, выставляя на смех. Типа, так:
1. черт с ним, с Аполлоном, назови-ка лучше мне 10 советских космонавтов! Что? не можешь советских? ну добавь к ним российских? что? не можешь десять? ну пять назови!
С этим хуже. Армстронг, Коллинз, Шеппард... Даже из программы "Аполло-Союз"... Наших помню, Леонов-Кубасов. Вспомнил трансляцию пресс-конференции двух экипажей. Американцы говорили на том, что они считали русским, наши - наоборот. Леонов пытается построить фразу (на английском), Кубасов ему что-то подсказывает, Леонов (быстро, шепотом в сторону Кубасова) "Сам знаю!". Кстати, интересно, что когда обсуждался язык, на котором будут общаться экипажи, решили (и очень правильно!) что наши будут говорить на английском, а американцы - на русском. Потому что проще понять даже самое ломаное произношение своего языка, чем суперправильное иностранного.
Легко! Жан Лу Кретьен, Фам Туан, Георгий Иванов (хоть и не долетел про него Рукавишников забавно рассказывал, напомнил навигатора Пиркса), Ремек (первый из третьих стран), Йен (космонавт, три буквы, крайняя "й") - короче, весь СЭВ + француз. Честно, не подглядывал!
Шесть? Это как считать. Вообще-то три. Зонды с Бураном считаем? Формально они пилотируемые, но с экипажем не летали. Союзы все Союзы или каждый индекс в отдельности? Эх, жалко Союз-Т34 не полетел Салют + Мир пилотируемые или нет? А Космос с естественно не помню какими номерами?
Тоже легко. Джемени, Меркури, Шаттл.
Здесь мне явный незачОт
Чьи? Наши? Луну как планету считаем? Если да, то "Луна". А так "Марс", "Венера", "Вега". У нас вроде всё... Комету Галея ведь планетой не назовёшь? У американцев побогаче. Пионеры всякие разные, Вояджеры. Поближе Маринеры, Викинги. Китайский луноход с непроизносимым именем по Луне шарит. Индусы на орбите Марса обосновались! Название тоже, правда, не помню. Японцев с забором грунта с астероида (и доставкой на Землю) тоже не считаем - не на планету же летали!
P.S. Всё ещё веселее. Буквально на прошлой неделе по радио было обсуждение скоростного полёта Союза к МКС, и один из позвонивших ликовал по поводу этого грандиозного успеха, отметив при этом "вот это действительно достижение! Не то что американский марсоход!" - "А что с марсоходом?" - "Да непонятно, есть он на самом деле или нет. Говорят ещё, что Вояджер куда-то долетел. Мало ли что они скажут, как проверишь!"
Divers do it better and deeper
http://pavel.bard.ru
http://pavel.bard.ru
- Павел.bard.ru
- Активный участник
- Сообщения: 8224
- Зарегистрирован: 19-12-2007 14:07
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Можно, я тоже читать её не буду?
Если "своими словами", то стыковка космического аппарата (КА) с орбитальной станцией (ОС) выполняется по схеме "двухимпульсного манёвра". Ракета-носитель выводит КА на так называемую опорную орбиту. С неё надо попасть на ОС. Как уже писали другие, намного умнее меня люди, космос - это не автобан, и так просто разгнаться, чтобы догнать, или притормозить, чтобы догнали тебя, невозможно. Надо наоборот Притормозив, высота орбиты уменьшается, а так как период обращения пропорционален радиусу в степени 1.5, то угловая скорость растёт. Если разогнаться, то высота орбиты увеличится, и угловая скорость уменьшится. Для тех, кто сомневается, но не хочет считать, наглядный пример: обитаемые КА "живут" как правило на высотах порядка 200-400 км и делают оборот вокруг Земли часа за полтора, то есть угловая скорость примерно 15 витков в сутки. Геостационар, делающий один оборот в сутки, висит намного выше. Итак, чем выше орбита, тем угловая скорость меньше. По другому закону радиус-вектор (то есть воображаемая линия, соединяющая КА с центром Земли) за одинаковое время заметает равные площади, поэтому если мы имеем круговую орбиту и эллиптическую с перигеем на этой же высоте, линейная скорость на эллиптической будет выше. Вот суть манёвра: с низкой опорной (можно считать круговой) даётся импульс, увеличивающий линейную скорость, переводящий КА на эллиптическую орбиту с апогеем на высоте орбиты ОС. В апогее (радиус-вектор увеличился, площадь постоянна, значит, линейная скорость уменьшилась) выдаётся второй имульс, тоже "вперёд", так, чтобы линейная скорость соответствовала скорости нахождения на орбите ОС. Сложность (без иронии!) задачи в том, что нужно вывести на нужную высоту (нужная скорость получится "автоматически") с нужным наклонением и, что самое сложное, в нужное время! Орбитальная скорость порядка 8 км/сек, поэтому ошибка в одну секунду приводит к расстоянию до ОС 8 км. Так что скоростная стыковка - замечательная работа баллистиков и двигателистов. Ведь надо очень точно узнать параметры опорной орбиты, на которую тоже очень точно надо выйти. "Долгая" схема предусматривает, что КА выводится на опорную орбиту "позади" ОС, за несколько витков её догоняет, и потом двухимпульсным поднимается в нужную (движущуюся) точку. Если оказались сильно сзади, придётся ждать, пока КА "догонит" ОС. Ошибку же в выведении на опорную "КА оказался впереди ОС" исправить очень сложно - чтобы "притормозить", надо подняться выше ОС, а вот это действительно дополнительная трата топлива: с неё потом ведь надо будет спускаться! Так что "скоростная" стыковка манёвр рискованный, и молодцы, что всё прошло штатно.
Ну и ещё о позитивном. Рогозин недавно заявил о скором открытии в городе Байконур зоопарка, первым обитателем которого станет верблюдица, которую Рогозину подарили в ОАЭ за успешный полёт первого космонавта из эмиратов.
Роскосмос работает!
Divers do it better and deeper
http://pavel.bard.ru
http://pavel.bard.ru
вы меня не поняли, дружище.Павел.bard.ru писал(а): ↑20-10-2020 16:05Можно, я тоже читать её не буду?
Если "своими словами", то стыковка космического аппарата (КА) с орбитальной станцией (ОС) выполняется по схеме "двухимпульсного манёвра". Ракета-носитель выводит КА на так называемую опорную орбиту. С неё надо попасть на ОС. Как уже писали другие, намного умнее меня люди, космос - это не автобан, и так просто разгнаться, чтобы догнать, или притормозить, чтобы догнали тебя, невозможно. Надо наоборот Притормозив, высота орбиты уменьшается, а так как период обращения пропорционален радиусу в степени 1.5, то угловая скорость растёт. Если разогнаться, то высота орбиты увеличится, и угловая скорость уменьшится. Для тех, кто сомневается, но не хочет считать, наглядный пример: обитаемые КА "живут" как правило на высотах порядка 200-400 км и делают оборот вокруг Земли часа за полтора, то есть угловая скорость примерно 15 витков в сутки. Геостационар, делающий один оборот в сутки, висит намного выше. Итак, чем выше орбита, тем угловая скорость меньше. По другому закону радиус-вектор (то есть воображаемая линия, соединяющая КА с центром Земли) за одинаковое время заметает равные площади, поэтому если мы имеем круговую орбиту и эллиптическую с перигеем на этой же высоте, линейная скорость на эллиптической будет выше. Вот суть манёвра: с низкой опорной (можно считать круговой) даётся импульс, увеличивающий линейную скорость, переводящий КА на эллиптическую орбиту с апогеем на высоте орбиты ОС. В апогее (радиус-вектор увеличился, площадь постоянна, значит, линейная скорость уменьшилась) выдаётся второй имульс, тоже "вперёд", так, чтобы линейная скорость соответствовала скорости нахождения на орбите ОС. Сложность (без иронии!) задачи в том, что нужно вывести на нужную высоту (нужная скорость получится "автоматически") с нужным наклонением и, что самое сложное, в нужное время! Орбитальная скорость порядка 8 км/сек, поэтому ошибка в одну секунду приводит к расстоянию до ОС 8 км. Так что скоростная стыковка - замечательная работа баллистиков и двигателистов. Ведь надо очень точно узнать параметры опорной орбиты, на которую тоже очень точно надо выйти. "Долгая" схема предусматривает, что КА выводится на опорную орбиту "позади" ОС, за несколько витков её догоняет, и потом двухимпульсным поднимается в нужную (движущуюся) точку. Если оказались сильно сзади, придётся ждать, пока КА "догонит" ОС. Ошибку же в выведении на опорную "КА оказался впереди ОС" исправить очень сложно - чтобы "притормозить", надо подняться выше ОС, а вот это действительно дополнительная трата топлива: с неё потом ведь надо будет спускаться! Так что "скоростная" стыковка манёвр рискованный, и молодцы, что всё прошло штатно.
Ну и ещё о позитивном. Рогозин недавно заявил о скором открытии в городе Байконур зоопарка, первым обитателем которого станет верблюдица, которую Рогозину подарили в ОАЭ за успешный полёт первого космонавта из эмиратов.
Роскосмос работает!
нах.ра вообще эта пилотируемая космонавтика нужна?
автомату не нужна система жизнеобеспечения и т.д. и т.п. и все с эти связанное, пожрать , по...ть, по..ть, не замерзнуть, не перегреться, постричься, побриться ...................,
это колоссальная потеря полезной нагрузки и усложнение конструкции КА.
я больше на эту тему писать ничего не буду, и вообще - ВОЕННО - ВОЗДУШНЫМ СИЛАМ - СЛАВА!
dum spiro spero
- Павел.bard.ru
- Активный участник
- Сообщения: 8224
- Зарегистрирован: 19-12-2007 14:07
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Во-во! Сегодня услышал, что на МКС в российском сегменте сломался туалет. Пузырь какой-то вылез...blagscuba писал(а): ↑20-10-2020 16:17вы меня не поняли, дружище.
нах.ра вообще эта пилотируемая космонавтика нужна?
автомату не нужна система жизнеобеспечения и т.д. и т.п. и все с эти связанное, пожрать , по...ть, по..ть, не замерзнуть, не перегреться, постричься, побриться ...................,
это колоссальная потеря полезной нагрузки и усложнение конструкции КА.
Никто, уверен, с этим спорить не будет!
А если всерьёз по пилотируемой космонавтике - есть очень много работ, которые автомату недоступны. И кроме как человеку выполнить их невозможно. Естественно, и наоборот: есть работы, которые может выполнить исключительно автомат. И человеку они недоступны. Поэтому развивается и то, и это. Ну, как минимум, человек может починить сломавшийся туалет... тьфу, автомат
Режим "Капитан Очевидность" отключен.
Divers do it better and deeper
http://pavel.bard.ru
http://pavel.bard.ru
а потому что и я, и Герман Степанович, и Юрий Алексеевич служили в ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛАХ СССР !!!!!
и ВВС Слава !
dum spiro spero
Надо признать у вас достойная компания!
Даже обидно, что из "наших" отметился вроде бы лишь Андриян Николаев... Зато дважды!
А сам я служил в Авиации ПВО СССР при Батицком
Инструктор ДОСААФ; инструктор CMAS
Что такое "постоянно"?Андрей СПб писал(а): ↑20-10-2020 14:21А то что американцы на Аполлонах именно "низкокипящий компонент" постоянно использовали - это позабыли???
Для чего использовали "низкокипящий компонент" американцы?
Неужели "это позабыли???" (C)
P.S. А вообще-то, чтобы отвлечься от разговоров о баллистике и чтения спецлитерaтуры, для "развлечения" можно почитать что-нибудь об Apollo 13. Хотя бы Википедию. По-моему, забористее любого фильма, рекомендуемого к воскресному просмотру.
Я пришёл в 929 ГЛИЦ в 1989 году, большинство из тех, кто участвовал в космической программе, ещё работали, если бы я вякнул СЛАВА ВВС, замполит бы меня сношал ооооочень долго и с особым цинизмом СЛАВА была тогда партии, хотя уже "уходила за горизонт" и НАРОДУ ПОКОРИТЕЛЮ КОСМОСА.