(продолжение, часть 6)
Leonid Bugrov писал(а): ↑30-08-2023 14:28...
Похоже, что в рассказе получилась "каша" из операций с использованием надувной базы-гидростата, и других многочисленных вылазок из подводных лодок. Которые были "бездомными" вылазками, типа "погулять" вокруг подлодки
...
© Олег (Гек) Мезенцев, август 2005 года. Литературная обработка © А.Яшин
...
Часто делали выходы из подводных лодок.
Нас сгружали на лодку, как правило в 11 отсек (на БДРМ это 10-й отсек, поскольку отсеков 11, но шестого нет, а есть 5 бис, жилой отсек). И в 10 или 7 отсеках соответственно на других меньших атомачах и дизелюхах. В «Варшаве» (дизельная лодка проекта 877 «Варшавянка» — А.Я.) грузились в первый каффердам. Такая неуютная выгородка под торпедными аппаратами. Там мы складировали свой багаж и вахтенного, а жили в 6 отсеке.
Контактов с экипажем было немного. Они считали нас пассажирами и никто особо на контакт не шел. Тем более особист всех предупреждал, чтобы нас никто из экипажа не домогался. Разве что кок нашу жратву менял на их горячее, что бы нам холодным тушняком не давиться, да могли поесть за нормальным столом в пересменку — вот и весь контакт. «Катюши» попить опять же. «Катюша» это молочный напиток брожения из концентрата. Такой порошок — кефирный с сублимированным молоком в гранулах. Порошок заливают водой в молочной алюминиевой фляге и за ночь свежий кефир готов. Мы тогда все о зубах пеклись т.к вода на атомных лодках из элетролизеров и минеральных солей там почти нет. Свежая запасенная вода есть только на первых днях плавания, а потом из электролизера. На дизелях лучше тем, что вода вся запасенная. Но лодка, как правило, старая и ржавчины в цистернах много. Но всем было ясно, что к концу автономки надо будет лечить зубы. Хоть водоподготовщик-трюмный и сыпал минеральный концентрат в воду, это всё равно проблем не решало. «Катюша» была самым лучшим источником зубного кальция. Но в гидростате она не вызревала т.к. плесень всегда созревала раньше, чем кефир, (как не мой флягу — хоть спиртом).
Так вот: для спусков-входов на лодках есть водолазная выгородка с «ванной». Выгородка наддувалась воздухом до уравнивания давления, «ванна» открывалась, и водолаз выходил. Обеспечивающие в отсеке дышали газовыми смесями из ребризеров, а на нос надевали прищепку, вроде той, которая используется в синхронном плаваньи. Однажды потеря прищепки стоила человеку жизни.
Под Камранью (Вьетнам) я дважды участвовал в погружении-выходе на 180 метров. Нашел на дне газету «Боевая вахта». Погружение было простым — осмотреть корпус самолета на предмет подъема. Самолет был старый американский. Но поскольку душа у меня была не на месте, (страшно все таки —180 метров — на психику давит), я его кругом обходить не стал. Боялся запутаться да и долго его искал — минут 20. По-этому дошел до прямой видимости и назад.
Особенно сложно выходить из атомных лодок. Они на грунт не ложатся и могут стоять только на системе поддержания нулевой плавучести без хода «Турмалин». До грунта получается метров 20 минимум, что бы в теплообменники грязи не набилось. Выход был затянут т.к. по буй-репу можно было выйти только без тяжеловесного оборудования. В дальнейшем от атомачей отказались очень быстро. Да и командование дивизий в составе которых были РПК СН и РПК КР всячески отмазывались от доставок, утверждая, что наши выходы демаскировали их корабли. Может быть, так оно и было.
Позже выходили только из «раскладушек» (675 проект), а потом, как я уже говорил, нам придали 613-й, который был задействован только на работу по нашим командировкам.
...