Олег Савинкин писал(а):Насчет Нячанга ( одна из версий перевода- Белый дом). Сейчас во Вьетнаме два места -морские заповедники. Одно из них в Нячанге.
Это остров Мун (или в перев. Черный). На создание этого заповедника было выделено из международ. фонда несколько миллионов дол. (2-3). Потом его передали государству, на этом финансирование его и закончилась. Ребятам - охранникам сказали выживайте сами. Вот они и пускают ночью рыбаков сети ставить и т.д.
При этом правительством Вьетнамом принято решение о создании еще более десятка островов заповедников. На половине из них уже нечего охранять и непонятно восстановиться ли там живность. Я был почти на всех из этих островов как раз по програмее создания там заповедников.
Подсчитано что прибыль от пойманной и съеденной рыбы максимум 15% по сравнению, если ее демонстирровать туристам и получать за это деньги. Вылавливается рыба, гибнут кораллы. Они зарастают водораслями, которые должны обгладывать рыбы.
К сожалению у Вьетнамцев есть только пищевые ценности, а духовные не скоро появяться. Останетца ли тогда что для души?
Был в Нячанге в 2006 году. По названию, возможно, оно связано с белыми песками (интересно кстати -это плод работы скаровых рыб или геологические особенности). По поводу восстановления живности имею такую точку зрения на основе 13 летнего опыта проживания и нырялки на острове Хайнань (то же южно-китайское море, тот же континентальный шельф). Рыба, возвращается очень быстро,несколько месяцев, если место действительно охраняется. Особенно этому способствуют искусственные укрытия- как вариант затопленнные корабли. Очень ускоряет процесс если ее прикармливают. Прикормка практикуется двух видов-искуственными кормами и ежиками -диадемами, которые и так расплодились и уж им то похоже пока ничего не грозит. Искуственные укрытия привлекают стеклянную рыбу, а за ней приходят групперы и снепперы. Так же очень быстро появляются лангусты. Однако, как совершенно справедливо написал Авиадайвер долго они не живут, потому как приличный группер может быть продан на рынке по цене, которая сопоставима с месячной зарплатой тех, кто это "охраняет". В итоге замкнутый круг. Поскольку клиентами крупных дайверских компаний (Хайнань) на 99.999 процентов являются интро, которым даже ласт не выдают, а максимальная глубина погружения составляет длинну вытянутой руки сопровождающего , руководству компаний тоже нет интереса чего то беречь. Рыбок сержантов вполне достаточно, чтобы клиент остался доволен.
Но все это только мелкие брызги, по сравнению с тем, как убивают море быстро растущие комплексы жилых кварталлов и гостинниц. Небольшие глубины континентального шельфа, который окружает Хайнань и Вьетнам не позволят морю справится с той нагрузкой, которую создают города, растущие на побережье. По крайней мере ближайшие несколько десятков лет, пока не будут созданы и внедрены системы, реально предотвращающие биологические стоки в море. У Вьетнама преимущество в том, что прибрежные комплексы растут не так быстро, и вероятно еще лет 10 -15 море потерпит. На Хайнане, новые строящиеся гостинницы, якобы уже спроектированы и строятся с продуманными очистными сооружениями. Хочется верить, но не получается. У тех, кто сегодня реально способен выкупать прибрежную недвижимость нет спроса на чистую воду. Они и заходить то туда боятся. Так, что как это не грустно, реально интересными в плане погружений в южно-китайском море остаются только группы островов Парацеллы и Спратли. Но для их посещения обычным дайвером нет никаких законных оснований, т.к. они являются спорными территориями. Может оно и к лучшему, поскольку остаются места где мировая индустрия пока не может сильно подгадить природе. Все ИМХО разумеется, без каких-либо претензий на истину в последней инстанции.