По просьбам "трудящихся" делаю отдельную тему "Севастополь"
МОСКВА
Скажу сразу, она совершенно не планировалась. Тем более, что только что вернулся из поездки по Черноморскому побережью Кавказа, где под бдительным оком своего инструктора CMAS ***, сдавал некоторые элементы на следующий уровень. Так как всё высшее руководство находилось ещё в отпусках, то, по приезду, работы оказалось не так много, и время от времени я заходил на tetis.ru и меланхолически перебирал страницы форума. Один раз даже встрял в какую-то дискуссию. Следствием же стало то, что долго не думая (а это, как правило, относиться ко всем моим поездкам ), вышел из кабинета, спустился вниз, прошёл 80 метров по направлению к метро Кропоткинская и юркнул за дверь со скромной надписью «Железнодорожные кассы». Уже через 15 минут ваш покорный слуга стал обладателем: билета в купейный вагон на поезд № 211 «Москва-Севастополь» и информацией, что «обратной дороги нет». Но это, нисколько его не огорчило, так как за многие годы командировок научился выкручиваться, кажется, из самых невероятных транспортных ситуаций, прибывая, например, домой или в назначенное место за 10-20 минут до Нового года, начиная старт за многие тысячи километров.
Следующий день был посвящён сборам. Заскочил в «Лохматый Кашалот», где по вполне приемлемым ценам, добрал необходимое оборудование. (Ссылки не даю, чтобы не обвинили в рекламе, но легко находится любым поисковиком). Через интернет забронировал первую попавшуюся гостиницу в бухте Камышовой. И вечером, в окружении молодой супружеской пары кришнаитов и девушки лет двадцати, по её словам «пришедшей к Богу и готовой вести за собой людей», я медленно провожал взглядом уходящий перрон Курского вокзала.
СЕВАСТОПОЛЬ
Не буду вдаваться в детали происходивших споров между мной и собеседниками. В какие-то моменты они, эти споры, были интересны, а в какие-то томительны и тягучи. Поэтому, когда поезд докатился всё-таки до Севастополя, я с облегчением вздохнул, подхватил свою жёлтую сумку с костюмом «Посейдон», вторую, с оборудованием, и был таков…
Я люблю Севастополь. Три города из более двухсот, в которых мне пришлось бывать по делам или жить, отмечаю особо. Это Ленинград, Калининград и Севастополь. Помню, как первый раз увидел боевые корабли. Потрясающе. Помню, как заглядывал в музеи, как бродил от памятника к памятнику (не подозревая, что их в Севастополе более 1100) и удивлялся истории этого города. И как в пять утра, бог его уже какого года, стоял на лестнице, там где сейчас «Казацкий човн», и наблюдал как на причал, на крышу Дворца пионеров, обрушивались волны сильнейшего за последние сто лет шторма. Местные должны помнить. Именно в эту ночь сорвало и мотало по бухте авианесущий крейсер «Москва», разбило ремонтные мастерские и утонуло два матроса, а вся набережная была засыпана толстым слоем ракушек или выдранными кусками бетона…
Помню, как пришли, в первый раз после войны, с визитом два американских корабля. Свидетелем этого события я мог бы и не стать, так как находился в это время в одном из экскурсионных автобусов отправившихся из Ялты, а какой-то перестраховщик «закрыл» Севастополь. Мы томились уже третий час, колонна остановленных автобусов росла и казалось, что экскурсия безнадёжно испорчена. Но тут, на наше счастье, в одной из подъехавших машин оказался человек с таким «весомым удостоверение», и с таким басовитым голосом… Как сейчас слышу его царский рык: «Кто? Кто мать твою, майор, город закрыл? Командующий флотом? Прокурор Крыма? Соединить!!! Все автобусы пропустить!!!» нет, что и говорить умели кандидаты в члены Полютбюро решать вопросы…
Помню, как в гостинице «Севастополь» познакомился с капитан-директором крупнейшей тогда китобойной базы страны и несколько дней проведенных с ним в номере, помогли мне узнать много нового о людях всю свою жизнь связавших с морем… Ленинград, Калининград, Севастополь.. такие разные и в тоже время чем-то похожие города. Той, особой, людской атмосферой, теми взаимоотношениями, которые нигде не встретишь, разве, что на далёком Севере, в глухих деревнях и посёлках. Где понимаешь, несмотря на всю сложность бытия, что тебе без людей не прожить и им без тебя…
На остановке было много народу. Появляющиеся изредка топики, большей своей частью пролетали мимо, а те что останавливались, сто девятый, девяносто пятый... подвергались штурму и спешно захлопнув двери, мчались прочь. Ну у нас, как всегда, усмехнулся я про себя и начал рассматривать витрину торгового киоска… Время шло… И, поняв, что сесть в топик так и не удастся, взял сумки и пошёл к стоящему под фонарём красному жигулёнку.
- На Камышовую, сколько возьмёшь?
Водитель посмотрел на меня, опустил взгляд на вещи и как бы нехотя выдавил:
-Тридцатник!
Конечно, я знал, что это дорого. Как и то, что брать такси от вокзала – верх безумия. Но, время было уже позднее и забронировав по телефону из Москвы номер в гостинице, я был совершенно не уверен в том, что он меня дожидается. Хотелось иметь время в запасе, чтобы не спать, как однажды в Москве, в переходе метро, около Киевского вокзала, на газете «Правда»…
ГОСТИНИЦА
Расплатившись с водителем, вошёл в гостиницу. Одного взгляда хватило, чтобы оценить её уровень. Но действительность превзошла все ожидания. Прежде всего, перед стойкой администратора, в форме вопросительного знака, стояли два мужика, а на самой стойке красовалась ОНА… ОНА, которой, как я слышал, в каком-то городе, на деньги измученных командированных был поставлен памятник… табличка «МЕСТ НЕТ».
- Я уже в который раз говорю вам, что мест нет, и не будет! Идите в другие гостиницы.
Донеслось до моих ушей. Что-то в груди ёкнуло. Поставил вещи и приблизился к стойке. Мужики нехотя расступились.
- Простите, я из Москвы. Бронировал…
-Да, ждём Вас. Вас и ещё женщина должна подъехать из Санкт-Петербурга. Заполняйте листочек! Вы на сколько дней к нам?
- На трое, почему-то выпалил я, хотя собирался пробыть в Севастополе неделю и обрадовавшись тому, что худшие предположения не сбылись, начал быстро заполнять карточку.
- С вас 465 гривен. Отдаем один из люксов. Ключи возьмёте у дежурной по этажу.
Люкс так люкс, вздохнул про себя я и, подхватив вещи, побрёл к лифту. В конце концов, в Италии, на курорте Виареджио, в GRAND OTEL, номер стоил «всего» 350 евро. И при этом мест тоже не было, и платить приходилось за всё и на каждом шагу…
Только из-за уважения к труженикам гостиницы «Атлантика» я ограничусь описанием, без комментариев.
Итак. Один из люксов. 305 номер. Маленький, пару квадратных метров коридор через который прямо можно попасть в небольшую спальню, а на право, в комнату с мягкой мебелью, с сервантом и типовым набором столовой посуды. В этой же комнате – телевизор и скромный холодильник. По размерам, небольшая однокомнатная квартира с кухней. Терпимо. Но вот душ и особенно туалет – это из области… той самой… Пробираться к унитазу надо немножко изогнувшись, так как на пути встаёт 40-см! раковина умывальника. Она такая крохотная, почти вжалась в стенку и не каждое лицо доброго дайвера в ней погрузиться сумеет, но ширина самого туннеля, где это всё поместилось... То же самое душ. Аскетизм полнейший. Скромная мыльница, и смеситель начала 70-х годов. Всё! Зато какое же моё было изумление, когда приняв душ, завалившись спать, обнаружив утром несколько вздувшихся паркетных дощечек я был тыкан дежурной по этажу в пухлую папку, где с десяток страниц было посвящено оценке греха проживающих:
- нанесение небольшого ущерба инвентарю душа – 10 гр.;
- нанесение большого ущерба инвентарю душа – 40 гр;
- поломанные ножки кровати – 15 гр.;
- залитый водой паркет – 15 гр. за кв. м; и т.д. и т.п.
- Это 15 гривен в прошлом году было, а сейчас, наверное, больше – пропела дежурная. Вот я мастера вызову, он Вам насчитает. Вот недавно один товарищ телевизор разбил, хотел скрыться, Так его наша милиция нашла, пришлось ему ещё дороже заплатить…
Забегая вперед, скажу. Пришедший мастер подтвердил незыблемость расценок и 15 гр. спасли отель «Атлантика». Я это пишу не для того, чтобы пожаловаться, было, как вы читали вверху и похуже… и не один раз было, только вот люксов без кондиционеров, как я понимаю, не должно быть. И ещё, Илья, боже упаси тебя выбрать в Севастополе гостиницу «Атлантика»…
МЫСЛИ ПЕРЕД ВСТРЕЧЕЙ С АЛЕКСЕМ
Иногда, в жизни, встречаются идиоты. Один из них я. Святая наивность. В День военно-морского флота пытался связаться с капитаном III – ранга Алексеем Мордасовым. Сотовый телефон не отвечал, а на домашнем жена неизменно отвечала: «Он в море, на погружениях». Я уже успел сгонять на набережную, потусоваться среди праздничного народа, откушать что-то рыбное в ресторане «У Ильяса», отдав гривен 40 и возмутиться почему не работает круглосуточный, как гласила табличка, интернет-салон (не уж то листок бумаги было повесить трудно), а он, Мардасов, всё погружался и погружался… И когда в мой последний, поздний звонок, домашние начали рассказывать про сломавшийся катер, только тогда я догадался, как глубоки были погружения. Одним словом…
Память, как из тумана, проясняет картинку: маленький, щуплый подросток дрожащей рукой медленно выливает бутылку водки в раковину, за столом, с открытыми ртами сидят трое здоровенных мужиков. Нет, не били, так как за это, по их мнению убить мало, а за убийство малолетки посадят…
Картинка исчезает и появляется новая: полусумрак подвала, пистолет в руке, снят предохранитель и в прицеле копошащийся в тряпках человек. И если бы, резкое движение, палец нажал бы на курок, ибо что о жизни может знать 17 летний юнец? Картинка снова меняется: Маленький, закрытый дворик комендатуры. И бегающий по нему солдат. Идёт уже третий час, но как только он переходит на шаг, клацает затвор и краснопогонник ведёт автоматом. Снова бег. Потом сутки с ломом и долго не разгибающиеся потом пальцы, а через год: зелёная плащ-палатка, на ХБ сержанта Попова (фамилии не изменены) в районе сердца, тёмное пятно пропитанное кровью, глаза закрыты. Рядом рядовой Гумбаталиев. Пуля снайпера попала точно в висок… Такая небольшая дырочка и зелёная муха рядом с ней. И открытые глаза, смотрящие в синее небо Енисейской тайги. Глупо, очень глупо. Машина, увозящая тела в тайгу и первый, в жизни, выпитый стакан водки…
А потом жизнь подхватила, понесла…
- А где Ваш сын, тётя Нина?
Старая женщина медленно опустила очки, руки у неё задрожали.
- Нет его. Уже пять лет, Виталик, как нет… Врачи написали, что умер от разрыва сердца, а вскрыть гроб не дали. Сама не знаю почему. Вечером, за стаканом водки я узнал, что не стало и Игоря…
Пускай у вас не создаться впечатление, что вся жизнь – это море водки. Вот уже много лет я вряд ли выпью больше трёх бутылок за год. Но поверьте, бывают у мужиков моменты, когда не грех осушить стакан. И думаю, что праздник военно-морского флота, для людей, которые отдали этому флоту лучшую часть своей жизни, один из таких моментов. А за что пьют? За тех кто не с нами, за ушедших или наоборот оставшихся жён, за то, что одноклассники на гражданке, давно получили квартиры и ездят на иномарках, а у самих комнаты в коммуналках и старые, разваливающиеся Жигули, за сыновей, которые подрастают, а впереди полная неизвестность. В итоге за то, что выбрали такую профессию - Родину защищать, а она по их жизни кованым сапогом.
Вот почему, когда на следующее утро, к гостинице подъехала машина и из нёё выскочил человек с чуть опухшим лицом, закричав, что по ластам узнаёт своих, мы просто обнялись и…
Продолжение следует. (Будет, будет и о погружениях…. терпите)
Севастополь.
Модераторы: трофи, Максим Васильев, KWAK, DukeSS