Не стоит сводить бизнес-план к смете, особенно, если речь идет о новом проекте на сотни миллионов долларов. Почувствуйте разницу:
СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ — документированный бухгалтерский план поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Иногда составляются отдельные сметы затрат на производство, строительство объектов. Смета есть простейшая форма финансового плана.
БИЗНЕС-ПЛАН [business-plan] — документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия. Процедура разработки Б.-п. позволяет предвидеть возможные проблемы, избегать ошибок в управлении, распознавать и оценивать два основных вида рисков, присутствующих в любом бизнесе: внутренний, над которым предприниматель в целом имеет контроль (персонал, товарно-материальные запасы, местоположение бизнеса), и внешний (экономические условия, поведение партнеров, конкурентов, новое законодательство, погода), т. е. то, что предприниматель не в состоянии изменить.
По содержанию и назначению Б.-п. достаточно многообразны. Напр., полный Б.-п. коммерческой идеи или инвестиционного проекта — изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования (см. Маркетинг), обоснования стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов. Б.-п. составляются на уровне фирмы (компании), их структурных подразделений и т. д.
Содержание и структура Б.-п. могут варьироваться в зависимости от цели составления этого документа, области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании). Но в целом обычно в нем содержатся следующие компоненты: 1) резюме (кратко суммирующее основные моменты Б.-п.); 2) сведения о компании (раскрываются содержание бизнеса и направления работы); 3) среда для бизнеса (определяются объем рынка сбыта для производимого продукта, услуг и т. п., доля рынка, которую предполагается занять); 4) план по маркетингу и продажам (показывает планируемые объемы продаж и то, как это будет достигнуто); 5) оперативный план (план приобретения оборудования, строительства, закупок и т. п.); 6) план по трудовым ресурсам (подготовка, наем рабочей силы); 7) финансовый план (обобщающий все перечисленное). Обоснованность и полнота раздела имеют особое значение в случаях, когда компания рассчитывает с помощью Б.-п. привлечь сторонних инвесторов для реализации намеченных коммерческих мероприятий (проекта).
Во всех перечисленных разделах могут применяться (а часто и реально применяются) разнообразные экономико-математические методы и модели.
