По поводу и в ознаменование дня ВМФ уместно будет вспомнить о водолазном спецназе, который тоже имел свои подводные обиталища-убежища.
Для компактности гидростат был выполнен по аналогии со «Спрутом» в виде пневматического сооружения с мягкой надувной оболочкой. Вроде трех-отсечного дирижабля, поставленного торчком вертикально....Идея заключалась в том, чтобы иметь в случае необходимости мобильную базу для водолазов-разведчиков и диверсантов в любой точке Мирового океана. Гидростаты разворачивали в Беринговом, Охотском, Японском, Желтом, Красном морях. Они работали недалеко от Командорских островов, в Камрани, у берегов Шри-Ланки и Йемена, и даже в Персидском заливе. В качестве средств доставки использовались подводные лодки: проектов 613, 641 и 877. Иногда высаживались с атомоходов. Также использовалась специальная спасательная подводная лодка БС-486 «Комсомолец Узбекистана» проекта 940 шифр «Ленок». Гидронавты очень ждали специальную подводную лодку проекта 1840, аналогичную черноморской БС-555. Её должны были построить в Комсомольске на Амуре, но не сложилось. Было ли это продолжение испытаний, опытная эксплуатация, или водолазы решали боевые задачи – не ясно, как и количество выпущенных гидростатов. Водолазы причислялась то к гидрографам флота, то к специальной разведке флота. Последовательность действий была отработана до автоматизма. Лодка, сбросив гидростат, сразу уходила, а через 20 минут водолазы уже находились внутри гидростата.
Единственным подтверждением сказанного является упоминание в книге «Морской спецназ. История 1938-1968» о том, что в 60-е годы активно прорабатывалась возможность создания маневренной подводной базы для спецназа ВМФ. Доставлять боевых пловцов к базе должна была подводная лодка.
...
https://news.rambler.ru/troops/43428686 ... e=copylink
Оказывается, на легендарном «Уралвагонзаводе» в Нижнем Тагиле существовало ОКБ дирижаблестроения, где конструктором был Давид Залманович Бимбат, который причастен и к надувным подводным гидростатам.
О боевых гидростатах ВМФ очень интересно рассказывал в 2005 году один из участников водолазной группы «Батиаль» Олег (Гек) Мезенцев.Бимбат – единственная фамилия в рассказе о советских боевых гидростатах. Журнал «Воздухоплаватель» – издание Федерации воздухоплавателей России – в рассказе о нем говорит, что Бимбат – конструктор дирижаблей и пневматических сооружений. Что это за пневматические сооружения не поясняется. Давид Залманович родился 22 августа 1924 г. в Нижнем Новгороде. 7 декабря 1941 г. он ушел добровольцем в Красную армию. Демобилизовался 23 октября 1945 года в звании старший лейтенант. Учился в Московском и Казанском авиационных институтах.
…подтверждения нет, но утверждается, что конструктор оболочек гидростатов был Бимбат.
Как косвенное доказательство возможности проведения таких работ, является тот факт, что подводный дом «Спрут» имел мягкую оболочку, то есть фактически был гидростатом. Умер Давид Залманович 6 июля 2008 года.
…
https://newvz.ru/info/173611.html
(Взято с ныне почившего в бозе сайта Андрея Яшина).
О предыстории надувных гидростатов:
Устройство надувного гидростата боевого управления (ГБУ):...В конце 60-х, начале 70-х годов Д.З. Бимбат принял участие в длительной гидрографической экспедиции по Японскому, Аравийскому и Красному морям, по теме: аппараты-носители средств дистанционной диагностики Мирового океана и атмосферы.
В ходе экспедиции отрабатывались конструкторские решения и применение автономных донных установок по запуску из-под воды аэростатов-зондов. Эти конструкции позволяли поучать оперативные данные о погоде в возможных точках старта межконтинентальных баллистических ракет подводного базирования. Так же испытывались дрейфующие подводные гидростаты, созданные для тех же целей. Это были разнообразные конструкции: сферические аппараты, каркасно-вантовые с компенсатором плавучести, и цельномягкие шитые.
Кроме того, в ходе экспедиции отрабатывались запуски аэростатов-радиоретрансляторов радиосигнала «Баклан» из торпедных аппаратов лодок. Эту тему так же возглавлял Давид Залманович Бимбат.
В ходе экспедиции Д.З. Бимбат познакомился с командиром гидрографической подводной разведки Тихоокеанского Флота (водолазная группа «Батиаль»). Группа действовавала в Индийском океане, — совместной зоне ответственности объединенной эскадры Тихоокеанского и Северного флотов.
Группа «Батиаль» занималась уточнением и составлением карт побережий и мелководий в интересах десантных сил Флота, определением мест высадки боевых пловцов подводными лодками и мест установок оперативных маневренных водолазных баз-убежищ для проведения всякого рода вылазок.
Командир группы «Батиаль» поделился своими планами с Д.З. Бимбатом, и в результате родилось КБ водолаза и воздухоплавателя.
…
Продолжение следует...Для начала сшили секторный вертикальный трехотсечный гидростат и отдали его на завод для установки системы ВВД (воздуха высокого давления). Баллоны связывали через водолазный пульт коллектором. Получилась быстроразворачиваемая шитая конструкция-колокол.
Шили гидростат из резины для оффсетной печати. Очень прочной синтетической трех-четырехслойной ткани оливкового или черного цвета. Она не боялась соленой воды, была очень прочна на разрыв. Даже шилом ее проколоть было крайне затруднительно.
Гидростат был окружен мягкими тороидами которые наполнялись водой гидронасосами с подводной лодки (ПЛ). То есть колокол был гидропневматическим. Это было нужно для уменьшения плавучести колокола и для повышения его жесткости, поскольку давление наддува доходило до 8 атмосфер. Так же это было необходимо для гидроакустической незаметности и большей устойчивости к качке. На практике внешние тороидальные баллоны часто не заполняли, а использовали для хранения пресной воды, чтобы не захламлять отсеки консервированной питьевой водой в банках.
Гидростат представлял собой 3-этажный колокол, рассчитанный на 6-8 человек. На верхнем этаже была барокамера и аварийное разрывное полотнище для экстренной эвакуации, второй этаж был жилым с откидными надувными койками. Нижний, открытый в воду этаж, был, по совместительству, хранилищем баллонов с газом.
Сперва на переборках ставили надувные люки-«сосиски», боялись, что при сжатии металлические части будут тереть и резать ткань, а надувная крышка-затычка должна была по идее обжиматься вместе с корпусом. Но расход на наддув крышек оказался сверх всякой меры (выходов-входов и перемещений по отсекам были сотни) и их заменили на обычные дюралевые люки вшитые по периметру в оболочку горизонтальной перегородки. Проблем со входом–выходом стало меньше.
Нам была придана лодка 613-го проекта переделанная для перевозки. На горбу у нее была платформа и выносная стрела с блоком. У кормовой оконечности рубки была тяговая лебедка на стрелу. Для установки тюк с баллонами и сложенным гидростатом сбрасывали с палубы подводной лодки, находящейся в подводном положении. Весил гидростат 14-16 тонн и имел, с заправленными баллонами, отрицательную плавучесть. После, с этой же лодки выгружали до 60 тонн контейнеров с балластом в виде железобетонных блоков.
Гидростат крепился к балластным контейнерам такелажными скобами. Стандартная глубина разворачивания была 60-80 метров. С учетом высоты гидростата, составлявшей почти 8 метров, глубина была вполне рабочая.
…
Через нижний тубус заводились кабели, шланги и осуществлялся вход/выход водолазов. Заводка кабелей — работа очень хлопотная и тяжелая. Иллюминаторов не было. Для связи использовалась всплывающая антенна СДВ, работающая только на прием во времени сеансов связи. Была так же аппаратура экстренной связи, тоже со всплывающей антенной.
В верхнем отсеке был вшит лодочный ВИПС (выстрел имитационных подводных снарядов) через который можно было выпустить что угодно и когда угодно. Но через нижний, открытый в воду тубус это было делать гораздо удобнее, и ВИПС вскоре был демонтирован за ненадобностью, но после спецпроверки опять восстановлен.
Аккумуляторная батарея, размером с лодочную, освещала помещения в режиме жесткой экономии, питала радиоприемник и могла, в крайнем случае, подогреть койки или электрокостюм «Пингвин» — электростельки, жилетка, шорты и шлем.
400-литровые лодочные баллоны высокого давления были вертикально расположены по кругу вдоль борта нижней секции гидростата, как в барабане револьвера. Коллекторы и водолазный пульт позволяли перепускать смеси в автономные аппараты. На внешнюю поверхность гидростата был выведен разъем для пополнения запаса газов с подводной лодки.
Автономность гидростата в принципе зависела только от графика прихода корабля снабжения, но по ресурсу аккумуляторов составляла около 7-и суток.
…