Если завтра нырять. Что делать?
Подводный фотограф Алексей Зайцев рассказал, как новичку выбрать фототехнику и установить оптимальные настройки для подводной съемки.
Часть 2. Как выбрать настройки
Включаем камеру. Видите справа иконки основных настроек камеры?
Пойдем снизу вверх:
1) Устанавливаем соотношения сторон изображения. Выбираем 4:3
2) Поднимаемся выше, выбираем степень сжатия файлов. Выставляем максимально большое значение — 16М для Tg-4 или 12М для Tg-5. Это JPEG c максимальным качеством. (Уточнение: лично я использую установку 16М+RAW. В этом режиме камера записывает кадр в двух форматах. JPEG c максимальным качеством и RAW. RAW это файл без сжатия, используя его, после обработки в специальной программе (например ADOBE Photoshop), можно получить изображение максимально возможного качества. Если вы не обладаете навыками работы с программами пост обработки, RAW файл вам не к чему. Но если вы планируете серьезно заняться фотографией, рано или поздно вам придется освоить эту науку. Так что советую сразу снимать именно с этой установкой. Количество кадров, которые поместятся на карте памяти будет конечно меньше. Но память нынче все дешевле и дешевле. Это не то на чем нужно экономить.)
3) Идем дальше. По умолчанию на камере стоит режим однокадровой съемки. Оставляем его и двигаемся выше.
4) Установка ISO (светочувствительности матрицы). Установите ISO AUTO.
5) Баланс белого. Поставьте WB AUTO если видите что-то другое.
6) Выше вы должны увидеть ±0. Это шкала экспокоррекции. Об использовании этой функции чуть ниже.
7) Далее идут режимы работы фотовспышки. Для максимально качественной фотосьемки под водой вы должны использовать ТОЛЬКО внешнюю фотовспышку. Забудьте про вспышку встроенную в камеру. Она вам понадобится только для управления внешней вспышкой. Для включения нужного режима, нажмите кнопку МЕNU на камере. Далее по шагам: Меню камеры>>>Настр.акссесуаров>>>Удал.вспышка>>>RC Далее выходим из MENU, и снова заходим в режим управления вспышкой. Теперь в списке режимов появился режим RC с значком молнии. Его вам будет необходимо включить ПОСЛЕ входа в режим подводной съемки. ВНИМАНИЕ: при переключении режимов съемки (в подводном режиме есть несколько «подрежимов»), режим управления внешней подводной вспышкой слетает. И его снова необходимо включить. Не забывайте об этом!
8 ) И вот мы на вершине списка. Здесь все просто. У меня стоит режим Vivid. Если вы предпочитаете более естественные цвета, установите режим Natural. (Замечание: на RAW файл эта настройка никакого влияния не оказывает)
9) Это еще не все. Последние штрихи. Для этого снова нужно зайти в MENU. Заходим в следующие функции и устанавливаем их согласно списка:
9.1) Меню Камеры 1>>>Реж.Автофок. >>>Зона
9.2) Меню Камеры 1>>>Цифровой зум>>>Откл.
9.3) Меню Камеры 2>>>Подсветка АФ>>>Откл.
9.4) Меню Камеры 2>>>Ориентация>>>Откл.
10) Крутим колесо режимов камеры и устанавливаем режим съемки А. Этот режим называется приоритет диафрагмы и я использую его в обычной, «сухопутной» съемке. Cмело открывайте диафрагму на максимум, то есть до значения F2,0 и можете приступать к съемке на суше. Много интересных сюжетов, например, как вы с друзьями собираетесь на погружение, морские пейзажи или красивые берега, можно снять в ожидании погружения.
Вот мы и добрались до съемки под водой. Теперь можно крутануть колесо режимов работы камеры и установить подводный режим. Не трудно догадаться, что он обозначен пиктограммой в виде рыбки. Далее вы попадаете в несколько подводных «подрежимов». Что выбрать? Не думайте долго. Ставьте режим «Шир Угол 1». Во всех случаях кроме макросъемки можно использовать только этот режим.
На этом подготовка камеры к подводной съемке почти закончена. Теперь нужно собрать комплект и можно идти нырять. Для этого прикручиваем к боксу основание с рукояткой, собираем арм как на картинке и готовим фотовспышку (заряжаем аккумуляторы, устанавливаем их в батарейный отсек вспышки и присоединяем оптоволоконный кабель). Ну и в последнюю очередь прикручиваем мокрую широкоугольную насадку. Макролинзу можно положить в карман компенсатора, но надежнее будет закрепить ее на специальном держателе, монтируемый на одной из секций арма. При необходимости вы можете поменять местами широкую и макро насадку прямо под водой, без риска ее потери.
Камера собрана, вы пошли на погружение. Прежде чем начать снимать, убедитесь, что под «мокрой» широкоугольной насадкой не осталось пузырьков воздуха, иначе на фотографии могут получится мутные, молочного цвета, полупрозрачные пятна от пузырей. Вспышка включена и установлена в базовое рабочее положение. Переключатель режимов на вспышке Олимпус и Sea&Sea должен стоять в положении RC A, у Инона в положении S TTL. И не забудьте, что у Инона правая кнопка внизу, должна быть в нажатом и зафиксированном положении. Для этого поверните ее против часовой стрелки в нажатом положении.
Что такое базовое расположение вспышки? Это когда вспышка установлена над объективом, на воображаемой вертикальной линии, проходящей через центр объектива. Расстояние между вспышкой и объективом должно быть примерно 30 – 40 см. Важный момент: вспышка не должна «выглядывать» за переднюю оптическую поверхность «мокрой» насадки. Это табу! Если не хотите получить на снимках «снег» в виде многочисленных белых точек. Дальше, в процессе съемки вы должны регулировать положение фотовспышки, отдаляя ее от камеры или приближая, в зависимости от дистанции до освещаемого объекта. Дальше все очень просто. Найдите объект съемки, постройте композицию (поместите объект съемки в нужную вам часть кадра и совсем необязательно это центр кадра). Нажмите на кнопку. Шедевр снят! Поздравляю. ))
Используем коррекцию, для улучшения результата.
Прежде чем радоваться удачному кадру и думать в какую часть серванта вы поставите статуэтку победителя фотоконкурса «Нешенел географик», убедитесь, что кадр получился. Для этого, во время просмотра отснятого кадра, нажмите кнопку INFO. Картинка станет меньше размером и справа от нее вы увидите какие сьемочные параметры (выдержка, диафрагма и тп) установила автоматика камеры. Кроме этого вы можете увидеть гистограмму, которая поможет вам определить есть ли «пересвет» или «недосвет». Типичные проблемы с экспозицией и как с ними бороться: Если кадр слишком светлый, многие или важные детали объекта
будут белого цвета, без деталей и полутонов.
Есть два варианта решения этой задачи, так как пересвет может быть от двух причин:
1) Пересвет от вспышки. Слишком сильно освещен предмет съемки. Если объект обладает хорошей или сильной отражающей способностью, и вы находились к нему очень близко, автоматика может не успеть отключить вспышку. Нужно ей помочь и внести коррекцию в ее работу. На мониторе камеры, в колонке настроек, третья строчка сверху. Это шкала коррекции мощности вспышки. Уводим ползунок в сторону минуса. Насколько, определяем опытным путем, при помощи тестовых снимков. Не нужно уменьшать сразу
на «-2». Начните с одной или двух рисок от ноля, влево.
2) Пересвет от естественного освещения. Солнце, самый сильный источник освещения на Земле, в дневное время суток. Если вы снимаете на маленькой глубине, рядом с дном белого, кораллового песка или снизу вверх, через поверхность воды, против Солнца- ждите пересвета. Коррекция вспышки тут вам не поможет. Спускаемся на четвертую строчку в колонке настроек камеры и попадаем на шкалу экспокоррекции. Вводите экспокоррекцию в сторону минуса, по такой же методике, как с коррекцией мощности вспышки. Но не переусердствуйте. Если у вас в кадре солнце, пробивается через толщу воды, то его диск и лучи можно пытаться глушить пока кадр не станет совсем темным. Здесь нужна золотая середина. Чем сильнее коррекция в минус, тем меньше «дыра» от солнца в кадре, но тем темнее все остальное. Подсветить объект на переднем плане вам поможет вспышка. (Но только, тогда не забудьте увеличить ее мощность, на шкале коррекции ее мощности в плюсовую сторону.)
И напоследок советы от «бывалого» по широкоугольной съемке.
1) Не трогайте под водой рычажок зума объектива. Объектив должен стоять в крайнем положении W. То есть на минимальном фокусном расстоянии. Не пытайтесь «приближать» пугливую рыбу зумом. Качество картинки может значительно ухудшится. Лучше попытайтесь приблизиться к своему объекту съемки на минимальную дистанцию. Помните, чем ближе вы будете к объекту съемки, тем лучше будет ваша фотография.
2) Совет 1 не означает что под водой нельзя пользоваться зумом. Но чтобы делать это правильно, советую прочитать мою книгу целиком. В ней есть специальный раздел «ZOOM, ZOOM, ZOO, или секреты удачной фотоохоты», в котором вы узнаете «секреты» работы с зумом под водой.
3) Если вы следовали моим советам, но ваша фотография получилась недостаточно хорошо, то скорее всего вы были очень далеко от предмета вашей съемки. Приблизьтесь к нему еще ближе, используя свои ласты. Ближе, еще ближе. Вот теперь хорошо! Снимайте!
Подводные фотографии Алексея Зайцева можно посмотреть здесь:
https://club.olympus.com.ru/profile/%D0 ... %B5%D0%B2/