Решил провести тест-сравнение широкоугольных насадок для компактных камер с резьбой на порте М67. В данный момент именно с такой резьбой у меня был мой бокс (под Sony A6000) и был прокатный бокс под Canon G16, c камерами соответственно. В этом тесте интересовали:
- реальный коэффициент расширения
- виньетирование
- оптические искажения (хроматика и падение краевой резкости)
- бликоустойчивость при съемке с контровым светом
- удобство использованния.
На тест у меня были следующие линзы:
Линза широкоугольная Inon UWL-100 Type 2 с «калиткой» - 33 900р
Сферическая широкоугольная насадка Inon для линз UWL-100 - 46 900р
Epoque - Линза широкоугольная DCL20-67 17 800р
i-Das - сферическая широкоугольная мокрая линза UWL-05 с переходником М52-М67 - 36200р
Meikon - фишай насадка с круглым адаптером - 18 000р
Fantasea - широкоугольная насадка для боксов серии F (для фотокамеры Canon 16) с адаптором под М67 - 22000р
Тест сугубо визуальный и основан на личных ощущениях, каких либо приборов и линеек-вычислителей не применялось..
Для меня ключевым вопросом было - возможность применения их в классе «беззеркалок», в частности с Sony A6000. Тестирование на Canon G16 проводилось из «чисто спортивного» интереса, для осознания того, какую из них стоит рекомендовать студентам планирующим снимать на компактные камеры… Самым важным параметром являлось соотношение цена-качество получаемой картинки.
Начнём снизу-вверх:
Fantasea – конструктивно представляет из себя сферу из поликарбоната (хотя и заявлено стекло) и стеклянную нижнюю часть (визуально слегка изогнутую),в пластиковом корпусе с блендой, между которыми воздух. На воздухе линза работает- т.е. «расширяет» угол обзора. Хотя, визуально – под водой этот эффект более ярко выражен.. До заявленного производителем параметра, на мой взгляд, не дотягивает.. Но – при этом не сильно «круглит» картинку. На компакте виньетки практически нет, хроматика относительно просто объектива - увеличивается ощутимо, но не критично. Краевая резкость – начиная с f 3.5 на вменяемом уровне, с f 5.6. хорошая. Контровой свет линза не любит, «ловит зайцев» особенно при попытках снимать «сплиты».. На беззеркалке виньетирует, но без чёрного круга.. Просто сильное затемнение по углам.
Meikon- Конструктивно тоже самое с небольшими отличиями: Передняя сфера большего диаметра, внутреннее стекло плоское, бленда вращающаяся . На воздухе НЕ работает. Внутренний объём воды между насадкой и стеклом бокса большой. В силу этого оптическая схема работает только в погружённом состоянии. Расширение – вполне соответствует заявленному производителем. Картинка- правильная, без «округления-бочки» ! Хроматика –увеличена, даже её цвет изменён относительно «голой» оптики.. Краевая резкость на вполне приличном уровне, начиная с f4 хорошая. С контровым светом НЕ дружит…возле поверхности особенно. Может ловить блики и от собственных вспышек. Что оказалось особенно ценным для меня – РАБОТАЕТ на беззеркалке без виньетки !!! Но, есть ложка дёгтя – качество !!! Я смог выбрать нормальный экземпляр из 3 линз, соответственно с 2 возвратами у разных «продаванов». Были дефекты на внутренних стёклах… Причём это реально дефекты стекла! Оно не проходит финишную полировку после вырезания из листа. Прямо в стекле возможны вкрапления и царапины. Видно их становится ТОЛЬКО при погружении и съёмке. Есть ещё один момент –линза требует очень тщательного вытряхивания воздуха при погружении.., иначе – блики и «зайцы» в каждом кадре.
i-Das –конструктивно это полноценный объектив из стеклянных линз в группах с металлическим корпусом, со сферическим куполом из поликарбоната с блендой. Хотя опять производитель заявляет стекло…Расширение – соответствует, на поверхности работает, хроматика не увеличена, падение краевой резкости –МИНИМАЛЬНОЕ !!! Картинка – «закручена» не сильно , «зайцы» минимальные. Вообще –качественное изделие. Даже есть ощущение, что улучшает качество картинки относительно штатного CANONовского объектива, объём что ли добавляет. Хотя требует адаптера М52-67. На беззеркалке работает с почти круглой виньеткой! Т.е –нормально работает только на компактах.
Epoque – Полноценный объектив в металлическом корпусе с плоским портом. Расширение соответствует, картинка гнутая сильно, хроматика увеличена не сильно, падение краевой резкости –СИЛЬНОЕ!!! Просто каша! Виньетирование –серьёзное, требует зуммирования даже на компактах - при нём и каша уменьшается. Более-менее нормально работает начиная с f 5.6, либо снимать с запасом и края обрезать … Говорят, что на «старшей модели, DCL30 которая» это исправлено.. Главное достоинство этой линзы –неприхотливость и компактность. Её – сложно поцарапать и на маленьком боксе или на «паркинге» для линзы она удобна.
Inon – собственно мне на тест досталось «2 в 1». Обе линзы в сборе… Они так работают – одна надевается на другую. Первая – полноценный объектив, вторая – сферический порт (вот оно-СТЕКЛО ) или максимально похоже по виду и «звуку»… )))))) ШИКАРНО!!! ВСЁ НА САМОМ ВЫСОКОМ УРОВНЕ! По всем критериям кроме ЦЕНЫ!!!
Собственно – мой вывод:
Для начинающих – самое удобное «стекло» это Epoque или его брат близнец Ikelite (эта линза была у меня раньше), в силу того, что поликарбонатные купола надо ОООчень сильно беречь, т.к вероятность их повреждений очень велика и схема очень бликоподверженна. По соотношению цена – качество изготовления – качество получаемой картинки лидером стал i – Das! Безоговорочным лидером по качеству получаемой картинки - Inon, что в какой-то степени оправданно ценой данной линзы.
Надеюсь, для начинающих фотографов, а также для тех кто ценит преимущество компактов перед зеркалкой в виде возможности в течении одного дайва снимать и макро сюжеты и широкоугольные, этот обзор будет полезен.
P.S- Sea&Sea M67 Wide-Angle Lens-линза представляет из себя полноценный объектив из нескольких групп стеклянных линз в алюминиевом корпусе. Тест пришлось делать на камере с шириной 24мм при том что линза рассчитана на 28мм. Исходя из этого оценить виньетированние корректно не было возможности... Мог только сравнить с Ikelite W20 Wide Angle Lens with 67mm. Виньетка получилась одинаковая, с чернотой по краям. До круга не дошло... При зуммировании до исключения её полностью можно сказать что обе линзы имеют краевую резкость на приемлемом уровне начиная с F4, 5.6..Меньше диафрагму, при желании использовать в дальнейшем весь кадр ставить не стоит. Серьёзного улучшения при F8 не происходит. Хроматика- присутствует, "скругление" картинки сильное. Относительно Ikelite W20 мне Sea&Sea понравилась чуть больше в силу того что зона НЕ резкости у неё более плавная а не "колюче- рваная". Можно даже "Боке" её обозвать...
