Позиция не менялась на протяжении всей дискуссии, просто в силу особенностей обсуждения подобных вопросов на форуме, изложить точку зрения не удавалось, да это никому и не требовалось.Григорий Титаренко писал(а):*archdiver писал(а): Безопасных погружений на глубоком воздухе быть не может. Поэтому обычно речь идет о погружениях с приемлемым уровнем риска.
Приветствую несомненно более взвешенную, чем ранее позицию, которая позволяет обсуждать вопрос по существу.
Идею "ныряйте больше" никто с порога не отвергает. Кто же будет спорить, что хорошие физические кондиции лучше, чем отсутствие таковых. Другое дело, что подобных общих советов крайне недостаточно. Представим себе тренера, который дает бегуну-спринтеру, претендуещему на серъезный результат, совет типа "бегай больше". Поможет? Сомневаюсь... Позволит достичь результатов выше среднего, чего-то более существенного вряд ли (в нашем примере - достичь большей уверенности на глубинах с допустимым парциальным давлением азота, не более, не ответ про "глубокий воздух").
Итак:
1). Потребление жидкости. Только вода (чай, кофе, спиртное - нет). В каких количествах? Ежедневно? Перед дайвом?
2). Диета, режим питания?
3). Физические нагрузки, чтобы отодвинуть порог усталости, и, соответственно, восприимчивости к неблагоприятным факторам? Или непринципиально?
4). Тренировка по задержке дыхания, чтобы высокая концентрация СО2 не служила стартовым фактором азотного наркоза. Да/нет?
5). Ментальные практики (Йога?) переключающие сознание на другую логику восприятия, чувствования окружающей ситуации и уменьшающие тем самым воздействие любого наркоза и азотного в частности? Каким образом?
6). Тренировка по предвосхищению неконтролируемого азотного наркоза с опережающим уходом от него в безопасную зону. Какие наработки? (При любом погружении на сколь-либо значимую глубину на воздухе азотный наркоз присутствует, как не дать ему неконтролируемо лавинообразно наростать?)
7). Стрессоустойчивость. (Паника многократно усиливает влияние азота. От резкого выброса адреналина? Или ...?).
+ море других вопросов и проблем.
Просьба к "гуру глубокого воздуха" отозваться и рассказать о своем опыте тренировок, если, конечно, есть чего. Если же затянувшееся молчание будет свидетельствовать о том, что "подвиги" основывались исключительно на русском авось, то грустно очень. Из-за чего, спрашивается, столько собачились?
PSA - отдельная песня. Как-нибудь в другой раз.
Безопасности всем по обе сторон баррикад.
Относительно "гурства" - данную терминологию не стоит использовать по нескольким причинам: (1) никаких гуру в данной области просто быть не может, просто есть люди с опытом подобных погружений, а есть люди без такового; (2) желание обсудить какой-то вопрос, который имеет непосредственное отношение к практике, вряд ли можно истолковывать как претензию на "истину в последней инстанции" или наличие исключительного опыта в этой области; и т.д.
При обсуждении данной темы мне меньше всего хотелось бы давать какие-либо рекомендации по глубоким погружениям на воздухе или, что еще хуже, учить кого-то как это делать. У вас возможно сложилось превратное впечатление, что мы к каким-то рекордам готовимся. Это не так. Поэтому информация, которую я могу предоставить вряд ли будет обладать существенной практической ценностью.
Я не вижу смысла отвечать подробно на некоторые вопросы, поскольку ответы элементарны и в качестве рекомендаций известны всем дайверам: питание - не есть перед дайвом; жидкости, наоборот, - пить больше воды перед дайвом; физическая подготовка важна как общая, так и специальная - нужно быть готовым работать ластами без одышки хотя бы в умеренном режиме в течение 40-50 минут, и т.д. Спецтренировки именно для глубоких погружений нами не проводятся.
Контроль за состоянием при погружении производится крайне простым способом: достижение запланированной глубины производится ступенчато. При, скажем, погружении на 75 метров при донном времени 10 минут по предварительной договоренности с бадди при достижении глубины в 65 метров производится остановка и своего рода "бадди чек", после которого при отсутствии однозначных оснований прервать дальнейшее наращивание глубины каждый из дайверов подтверждает своему бадди знаком "идем вниз" наличие психологического комфорта и готовности погружаться дальше. То же делается и на глубине 70 метров. Фактически погружение глубже 65 метров производится с небольшой скоростью и сохранением постоянного визуального контакта между дайверами. Остановки отнимают порядка 1 минуты донного времени, но исключают ситуацию, при которой один из дайверов достигает запланированной глубины в неадекватном состоянии. По достижении запланированной глубины обмен сигналами ОК производится каждые 60-90 секунд. Естественно, были ситуации, при которых мы не достигали запланированной глубины в силу отказа одного из дайверов продолжить погружение. Также были ситуации, когда мы уходили с запланированной глубины раньше запланированного времени. Одназначным основанием прервать дайв обычно является воздействие наркоза, которое обычно проявляется в следующем: суетливость (дайвер начинает поправлять регулятор, маску, ремни и т.д.), слишком быстрые или слишком медленные движения, излишняя концентрация на чем-либо (дайвер долго смотрит на комп или монометр), заторможенность реакции на сигналы бадди и т.д.
Стрессоустойчивость достигается за счет постепенного наращивания глубины в серии погружений и наличием у дайверов опреденного опыта: человек сделавший, скажем, 30 погружений на воздухе на глубину 65 метров с донным временем каждого погружения не менее 20 минут, то есть человек пробывший на этой глубине в совокупности более 10 часов, не будет просто так испытывать стресс опустившись до 70 метров. "Погружения" в барокамере также дают дополнительный психологический комфорт: человек, находившийся на "глубине" 100 метров в течение 4 минут, понимает, что у него не начнется конвульсия сразу по превышении PPO2 в 1.6. Еще один фактор - ВСЕ ГЛУБОКИЕ ПОГРУЖЕНИЯ ДЕЛАЮТСЯ ТОЛЬКО НА ХОРОШО ЗНАКОМЫХ САЙТАХ. Например, дайвер ныряет глубоко в Блю Хоул, в котором им уже сделаны порядка 100 погружений на глубины 30-60 метров. К примеру, все мои глубокие погружения делались на дахабских сайтах, за пределами окрестностей Дахаба я ни разу не погружался глубже 45 метров.