Гибель Александра Никитана.
Расследование.
Данное расследование основано на достоверных данных, а именно: данные снятые с наручного дайв компьютера, данные из персонального компьютера (для расчётов использовалась программа Z-planer), данные со слейта, показания родных Александра.
Александр Геннадьевич Никитан 1966 г.р. проходил в мае 2006 года курсы технического дайвинга, а именно курсы: Extended Range, Normoxic Trimix, Advanced Trimix. Все необходимые для прохождения курсов книги, учебники, пособия были предоставлены. А.Г. Никитан прошел данные курсы в полном объёме, т.е. выполнил все необходимые тесты, приобрел необходимые навыки и сдал теоретический экзамен по всем курсам, и был сертифицирован как CMAS Advanced Trimix Diver. Данные курсы проводились в Египте г.Дахаб на базе технического дайв-центра Tek Tribe, возглавляемого курс-директором TDI Восток Тареком Омаром, при его личном контроле.
15 января 2007 А.Г. Никитан погиб в Шарм Эль Шейхе при совершении соло погружения на 110 метров с берега.
Показания свидетелей случившегося говорят о следующем: А.Г. Никитан всплыл на расстоянии 60 метров от берега и обратился за помощью к находящимся рядом инструкторам. Последними словами его были: я потерял грузовой пояс. Спарка оказалась пуста, а стейджи с найтроксом полные.
Используемое А.Г. Никтаном оборудование:
1.спарка два двенадцати литровых баллона (2х11,3) общим объёмом 22,6 литра (при давлении 200 бар имеет 4520 литров) с Trimix 12/52.
2. стейдж -12 литровый баллон с EAN 28 (2260 литров) используемый в качестве транспортного газа.
3. стейдж – 12 литровый баллон с EAN 70 (2260 литров) используемый в качестве декомпрессионного газа.
4. сухой костюм SCUBAPRO триламинант (расположение клапана сброса на левом запястье).
5. в качестве грузовой системы использовались груза закрепляемые ремнями на спарке (4 кг), груза закрепляемые на стейдж баллонах (4 кг) и грузовой пояс с 16 кг.
Реальный план погружения взятый с наручного компьютера А.Г. Никитана:
15,7 0
48,2 1
57,8 2
65,4 3 46,3 17
71,6 4 66,8 16
76,7 5 77,5 15
81,0 6 83,0 14
86,0 7 92,0 13
93,7 8 98,0 12
104,9 9 107,4 11
111,5 10
План, записанный на слейте А.Г.Никитана:
На верхней странице:
EAN28 0-50
EAN70 0-12
Tx 12/52 0-120
На второй странице:
Depth Stop Time Mix
SV 45 0 5 28
110 1 12 Tx
66 2 19
SV 45 2 23 28
36 2 26
30 2 29
18 4 34
15 4 39
SV 12 6 45 70
9 10 56
6 37 93
Анализ погружения показывает следующее:
Общая длительность реального погружения 17 мин.
Средняя скорость погружения равна 11 метрам в минуту (обусловлено рельефом дна в месте погружения).
Средняя скорость всплытия до отметки 66,8 метра - 7,45 метра в минуту, что является приемлемой скоростью всплытия; далее следует увеличение скорости всплытия. На отрезке между 66.8 метра и 46,3 скорость равна 20,3 метра в минуту (в норме всплытие осуществляется со скоростью 10 метров в минуту) что свидетельствует о появлении проблемы именно на этом отрезке всплытия. Предположительно, на глубине 55 метров Саша должен был начать подготовку к переходу на смесь EAN 28, (MOD 47 метров). Для того чтобы осуществить переход, необходимо было совершить ряд движений. При этом необходимо помнить, что он погружался в сухом костюме, и ему требовалось периодически стравливать воздух из спускного клапана. В совокупности эти движения могли привезти не только к повышению физической активности, но и изменению горизонтального положения тела на боковое. В этот момент плохо закрепленная или сломавшаяся пряжка грузового пояса могла расстегнуться и грузовой пояс под действием собственной силы тяжести выскользнуть вбок и не задержаться брасовым ремнем. Потеря грузового пояса при использовании толстой поддевки и наличии воздуха в сухом костюме создала резкую положительную плавучесть и ускорение к всплытию, увеличивающееся многократно при уменьшении глубины. Скорее всего, вышеуказанная скорость всплытия является именно средней на данном участке, т.е. вероятнее до 55 метров Саша всплывал со скоростью равной примерно 10 метров в минуту, а начиная с глубины 55 метров уже неконтролируемо со скоростью выше 30 метров в минуту. Что, в принципе, дает среднюю арифметическую скорость всплытия 20,3 метра в минуту для данного участка.
Обнаружена ошибка планирования – не было соблюдено правило третей или правило резервирования газа. При среднем RMV 17-20 л/мин (расход газа для дыхания на поверхности), газ для дыхания на дне Tx 12/52 из спарки должен был закончиться примерно к отметке 45-40 метров, где должно было быть переключение на другую дыхательную смесь - EAN 28 (данные об RMV взяты с личного компьютера, на котором планировались погружения).
Но, так как переключение на EAN 28 так и не произошло, можно предположить, что результатом неконтролируемого всплытия явилось не полное расходование донной смеси из спарки, а именно проблема с грузами. Если бы газ закончился внезапно даже на глубине 45 метров или даже ранее, это позволяло безболезненно включиться в EAN 28 и продолжить всплытие в штатном режиме и декомпрессию. Перехода не произошло, соответственно, не игнорирование правила третей послужило первопричиной несчастного случая.
Сухой костюм был освоен Сашей полтора года назад, проблем с плавучестью в сухом костюме не было. После получения сертификата он неоднократно погружался в сухом костюме. Перед поездкой был приобретён новый сухой костюм. За день до вылета в Шарм новый сухой костюм был освоен, а также восстановлены навыки действий в экстренных ситуациях.
Основная версия развития тяжелой формы ДКБ, повлекшей летальный исход - это самопроизвольное расстёгивание грузового пояса и его боковое выскальзывание, что привело к резкому изменению плавучести в положительную сторону и скоростному неконтролируемому всплытию, приведшему к взрывной декомпрессии. Характер данного происшествия – трагическая случайность, т.к. использование грузового пояса при сложных технических декомпрессионных погружений не запрещено техническими стандартами. Существуют только рекомендации по безопасному применению грузового пояса, были ли они соблюдены – не имеется возможности проверить, т.к. пояс безвозвратно утерян на глубине.
Подводя итог, рассуждения о том, что Саша мог самостоятельно сбросить пояс при каких-то неполадках оборудования или из-за полного расходования донной смеси в спарке – не находит своего подтверждения. Все оборудование было абсолютно исправным, проблем со здоровьем и психикой не было. Принятие решения об использовании грузового пояса в данном погружении было обусловлено тем, что стандартами не запрещено использование грузовых поясов. Причина данной трагедии, повлекшей за собой летальный исход, носит комплексный характер:
1. Разрешение соло-погружения дайв-центром вопреки законодательству Египта;
2. Не предоставление суппорт-команды для совершения такого сложного декомпрессионного погружения;
3. Утеря грузового пояса;
4. Несоблюдение правила третей (хотя и не явилось прямой причиной трагедии);
5. Несвоевременные и неполные меры по спасению дайвера (Александр после всплытия со спасавшими его инструкторами разговаривал по английски(!), а значит был не так «плох», как об этом стали говорить позднее; наличие любительской видеозаписи спасения на которой ясно видно, что до прихода рескью-бота (через 20 минут после происшествия) Александр разговаривал, и шевелил конечностями (запись случайных отдыхающих из Екатеринбурга); транспортировка и оказание помощи не в барокамере, а в обычном госпитале путем сердечной реанимации...).
Алексей Кустарников PADI OWSI, CMAS**, CMAS Advance Trimix Instructor
Елена Обухова PADI Rescue Diver, TDI Trimix Diver
Тема закрыта по просьбе автора
Расследование гибели А.Никитана 15.01.2007
Модераторы: трофи, Максим Васильев, KWAK, DukeSS
-
- Новичок
- Сообщения: 17
- Зарегистрирован: 25-01-2007 12:21
- Откуда: Москва