
Участвовали:
Алексей Шелепин (Москва)
Геннадий Самохин (Симферополь)
Любовь Гомарева (Москва)
Владислав Панин (Симферополь)
Андрей Косманев (Тверь)
Первые серьезные исследования Красной были начаты еще в 50-х годах прошлого века, однако до сих пор почти каждая экспедиция прибавляет к топосъемке пещеры все новые и новые участки.
В этот раз работы велись в двух направлениях:
1. В Клоаке (это самый большой по расходу приток Краснопещерной реки) прошли сифон в средней ветке, по которой приходит основная вода и где самые большие объемы. (Л.Гомарева, В. Панин). Сифон длиной 5 метров, но на входе узко, надо протискиваться. За сифоном - 50м просторной сухой галереи, дальше не ходили. Ход продолжается.
2. Еще одной задачей экспедиции было обследование сифонов 1-го этажа основного хода, которые, в принципе, обходятся по сухой части (Г.Самохин, В.Панин, Л.Гомарева). Эта задача представляет не только спортивный интерес. Ряд проведенных исследований дает основания предполагать, что где-то на этом участке в реку Красной вливается еще один приток, сравнимый по расходу с Голубиной и Клоакой, но пока не найденный. При благоприятном развитии событий этот приток может прибавить к топосъемке пещеры несколько дополнительных километров.
В декабре прошлого года симферопольцами был пройден 4 сифон.
В этот раз его отсняли (протяженность 65м, глубина 7м), перевесили ходовик. (Л.Гомарева, В. Панин).
Оказалось, что ход в сифоне раздваивается, но там, откуда приходит вода, узко. Поэтому выныривали, как и раньше, в «карман» со стоячей водой, из которого, через 10-ти метровый перелаз, попадали в новый сифон. В этом сифоне через три метра находится достаточно жесткий «калибр», пролезть через который удалось только Г.Самохину. За сужением он вышел на текущую воду, дальше шел ход с полусифонами, и снова сифон, где он размотал еще 50 м ходовика (по предварительной оценке, суммарная длина вновь пройденной части более 100 метров, топосъемку не делали).

Поскольку форум здесь все-таки дайверский, хотелось бы остановиться на некоторых особенностях погружений в сифонах Красной. Дело в том, что специфика пещеры предъявляет свои требования к снаряжению и оборудованию.
Прежде всего, это обязательное боковое размещение баллонов, причем баллоны чаще всего используются 4-х или 7-ми литровые: их удобнее транспортировать по сухой части пещеры.
Компенсаторы мы практически не используем: они бы только мешали в узких щелях и создавали дополнительный вес. Для управления плавучестью на таких глубинах вполне хватает сухого костюма.
Ходовик не тоньше 3х мм – с ним удобнее работать «в нуле» и его сложнее перетереть об острые камни.
Свет мы ставим на каску. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в Красной очень много мультисифонных систем, и, выйдя из одного сифона, подводнику приходится долго и нудно тащиться со всем оборудованием до следующего. При таком раскладе достаточно легко оступиться, а человек, сорвавшийся с уступа за сифоном и долбанувшийся незащищенной головой о камень– проблема намного более серьезная, чем потенциальные неудобства такого расположения света.
Принципы взаимодействия в команде также зачастую отличаются от «классических». В узком сифоне, при нулевой видимости, встреча с напарником может обернуться серьезными проблемами.
Обычно работа под водой организована следующим образом: сначала сифон проходит первый подводник, затем, выдержав оговоренный интервал, второй. Первый дожидается выхода напарника из сифона и, убедившись, что все в порядке, продолжает движение по сухой части к следующему сифону. В этом случае, с одной стороны, участники контролируют друг друга (в случае возникновения проблем – готовы оперативно оказать помощь), а с другой – не мешаются друг другу под водой.

Некоторое количество фото из экспедиции, а также подробный рассказ о ней можно найти здесь:
http://speliou.livejournal.com/20829.html
Ну и, до кучи, отчет о нашей предыдущей поездке в Красную:
http://speliou.livejournal.com/9032.html