
На этот раз все намного скучнее и ближе к суровой действительности.
Источник:
http://www.rebreatherworld.com/194733-post1.html
Перевод:
Итак: Следующая история иллюстрирует, почему я боюсь C02. Вначале учтите, что я прошел профессиональную подготовку коммерческого дайвера ( 20 недель с использованием газовых смесей. Сейчас ни один гражданский дайвер не проходит подобного обучения. Я ныряю уже лет –нцать и наработал неплохой опыт погружений. Я проводил сатурационные погружения, использовал ребризер с шланговой подводкой, погружался на воздухе и газовых смесях на оборудовании DIVEX 3000 и General Aquadyne GH-2 ребризерах, был аттестован на Porpoise Pack (CCR-1000) , погружался в вентилируемом снаряжении с использованием воздуха и газовых смесей, а также многочисленные спортивные погружения на открытом цикле и ребризерах. Мою полнолицевую маску сбивала черепаха, плывущая в противоположном направлении в то время как я пробирался по трубе диаметром менее метра внутри системы охлаждения реактора длиной более 150 метров. Мой шлем GH-2 подсоединенный к ребризеру отсоединился во время декомпрессии на глубине 60 метров по причине того что суппорт неправильно защелкнул замки. Мою спарку заклинило на рэке под стальной плитой и я должен был ждать пока кто-нибудь не спасет меня на глубине 40 метров. Много мелких происшествий. Смысл всего вышесказанного сводится к тому что я был в серьезных переделках, а порой и на краю гибели, пытаясь вернуть на место шлем на 60-метровой глубине на задержке дыхания.
Но C02? Это пугает меня до самых поджилок. Почему? Потому что первый симптом, как правило, это паника, так как ваше тело переходит в режим, когда вам кажется что вас душат. Это потому, что вас и в саммо деле душат, и это приводит к срабатыванию первобытных инстинктов выживания, и вы ни х.... не можете с этим сделать. Знаете почему допросы с использованием погружения в воду столь эффективны ? Потому что НИКТО не может выдержать АБСОЛЮТНУЮ писхофизиологическую панику, когда вам кажется что вас душат. Знаете что вызывает ее ? Теплый и влажный воздух вкупе с повышенным содержанием CO2. Угадайте, это как раз содержимое лупа ребризера когда уровень CO2 идет вверх. И знаете, что не важно насколько вы круты, вы проиграете это состязание ОЧЕНЬ быстро если вы получите хорошую дозу этой штуки. Фактически, гипервентиляция и как результат повышенная способность к накоплению CO2 – вешь весьма неприятная и восстановление не всегда возможно даже если вы смогли переключиться на открытый цикл.
Итак… Вот пример: используейте его на здоровье:
Прошлым летом мы погружались на одном из рэков "Apex Wrecks" на Восточном побережье США. Глубина песчаного дна составляет примерно 73 метра. Рэк сидит довольно высоко, мы были привязаны на глубине 60 метров. Использовался спусковой конец длиной 30 метров с грузом, далее проложен второй конец до якорного каната под углом 45 градусов таким образом, что он соединятся с ним на глубине 49 метров. Итак, я вхожу в воду гигантским шагом на высоте 1-2 метров от воды. Иду вниз по спусковому концу, к месту где на 30 метрах должен быть кроссовер. Выясняется что он не под углом 45 градусов а градусов этак 20. Какого черта, ладно, идем вниз. Чтобы сократить длинную историю, я дошел до конца кроссовера и выяснил что крепление кроссовера к канату отсоединилось и кроссовер свободно болтается. Я на глубине 58 метров и буквально в метре от рэка, но он не виден ввиду плохой видимости и я ни за что не отпущу кроссовер и не опущусь на дно в поисках судна. Так что я иду вверх ...
Донное время около 3 минут, почти никакой декомпрессии, и я прибываю на дайв-дек. Тем временем ребята выбирают якорь, вытаскивают спусковой конец и через 10 минут перезакрепляют конец. ПЛЮХ и я в воде, еще один полутораметровый прыжок, падаю до груза, далее по кроссоверу к якорной линии, спуск к рэку, затем небольшая остановка на мою «минутку безопасности» дабы убедится что оборудованием работает и все остальные прибамбасы тоже, а также для того, чтобы оглядеться перед тем как отплыть вслепую ( как оказалось не зря, я очутился у иллюминатора который прочие пропустили торопясь увидеть все прелести которые разумеется должны быть вдалеке от якоря!
В любом случае, безотносительно иллюминатора: Когда я сменил позицию с «свободного парашютирования» в которой я обычно спускаюсь на позицию головой вниз, я почувствовал небольшое увеличение WOB (работа дыхания, усилие не вдох/выдох), и несколько секунд спустя – ЕЛЕ УЛОВИМОЕ хлюпанье воды в шланге вдоха. Интересно, сказал я себе, «что это за хлюпанье». Так что я поворочался пару секунд туда-сюда, пытаясь выдуть его другое место вместо моего DSV и потом БАЦ ...., я чуть не умер. Именно так. Без дерьма. ВОТ ТАК БЫСТРО спустя мгновения я уже стражался за свою жизнь.
В сущности, ситуация развилась от «интересно что там хлюпает» до полноценного инцидента с гиперкапнией за, ох ...20 секунд. За такой промежуток времени мой пульс удвоился. Мой ритм дыхания изменился и частота удвоилась. Я испытывал абсолютный и непреодолимый инстинкт сбросить все снаряжение и плыть к поверхности даже если это убьет меня ( и поверьте мне, я НИКОГДА не паникую). Все о чем я мог думать, это то что я сейчас умру и умру СЕЙЧАС. Я выполнил прием выдоха через нос/вдоха через ADV (промывка контура прим перев.) , в то время как я схватил регулятор стейджа ( у меня не было BOV (bail-out valve). Когда я пытался схватить регулятор, нажать кнопку продувки, мои руки сотрясали конвульсии, я почти потерял свою способность действовать. Я сумел «в последнюю секунду» схватить Посейдон, продуть его и воткнуть себе в рот. Я собираюссь сказать это так: Если бы регулятор не дал бы мне газ в ТОТ момент, то есть С ПЕРВОГО ВДОХА я был бы мертв. У меня не оставалось и 5 секунд. Использовать inline shutoff клапана (эти клапана ставятся на шланг, используются например в зимних условиях в случае постановки второй ступани на свободную подачу? Открыть вентиль баллона ? Н*А*Х*У*Й ЭТО ВСЕ. Если вы думаете на одну секунду когда вы на краю гибели и ваши руки прекратили работать, что вы способны отвернуть inline shutoff клапан на вашем bail-out регуляторе или отвернуть вернить на баллоне, вы идиот. Поверьте мне, границы между жизнью и смертью НАСТОЛЬКО близко. Я был на самом краю. Общее время с первого «хлюпа» ? Менее чем одна минута. Время с распознавания первых симптомов гиперкапнии ? 30 секунд. Это случилось так быстро. У меня не было 5 секунд в запасе и я знал это.
После того как я заполучил старый добрый Посейдон, я все еще не полностью пришел в норму. Мой пульс и частота дыхания были ДАЛЕКО за пределами контроля и я был ни черта не уверен что смогу безопасно всплыть. Я все еще был в экстремальной ситуации и не был уверен что я смогу с этим справиться. Я буквально закрыл глаза, держась за рэк и пытался нормализовать дыхание. Прийти в более-менее вменяемое состояние заняло 2 минуты (вечность, собственно говоря). Как только я пришел в более менее «норму», я вернулся к канату, который был всего в 3 метрах от меня, далее по кроссоверу и верх по спусковому концу на мои деко-остановки. У нас был подвешен кислород на 6 метрах, я использовал его для деки, и вышел когда мой VR-3 и мои bail-out деко-таблицы «дали добро» ( и кода же наконец сделают компьютер с переходом в режим «bail-out на открытый цикл немедленно» в 2 нажания ), я вернулся на лодку живой и поумневший.
When I split apart the rig, the reason for the problem became clear: The scrubber was soaked, not “flooded” but wet. The precipitating event was the giant-stride off of the boat. I had not inhaled fully before jumping in, and the counterlungs were almost filled with gas when I hit the water after a 6-8 foot leap replete with all of the stage bottles and impedimentia that any deep diver carries.. The instant hydrostatic shock slammed the exhaust valve open (imagine slamming a plastic garbage bag into the water) and the membrane had rolled over before it tried to re-close. Essentially, I had begun my dive with a hole in the loop, and on descent the scrubber was flooding. The type of rig is not important, as this can happen to any rig (except a Mark-15, actually). With the exhaust valves near the bottom of the loop I’m not even sure that a buddy-check would have caught it. Attributing factors were being in a hurry due to having done two entries back-to-back and being overheated as a result with concurrent “I gotta get into the water before I die-of-heat-itis”. Plus, I dive solo. Yes there are disadvantages to that. Get over it
Когда я разобрал свой аппарат, причина проблемы стала ясна: Скруббер был намочен; не залит - но влажный. Причиной тому послужил вход в воду широким шагом. Я не полностью вдохнул перед тем как прыгнуть в воду, и противолегкие были почти заполнены газом когда я ударился о воду с высоты полутора метров мо всеми стейджеми и прочими погремушками которые носит всякий глубоковолный дайвер. Мгновенный гидростатический шок «проломил» травящий клапан выдоха в открытое положение и его мембрана подвернулась перед тем как закрыться. В сущности я начал свое погружение с дырой в лупе и на спуске скруббер начал заливаться. Тип аппарата несущественен, так как это может случиться с любым (собственно за исключением Mark-15). При том, что клапан выдоха находится внизу лупа, я не уверен что даже бадди-чек мог бы это выявить. Сопутствующими факторами были спешка из-за того что пришлось делать 2 входа туда-обратно, и перегрев с результирующим «надо быстро в воду, пока я не умер от жары». Плюс, я ныряю соло. Да, в этом есть недостатки. Но не в этом дело.
Уроки:
1. Полная проверка аппарата если вы выбрались из воды. Возможно вентиля свернулись во время первого прыжка. Я должен был выполнить хотя бы тест негативным давлением перед вторым прыжком.
2. Вдыхайте перед высоким прыжком и держите обьем газа в противолегких минимальным, дабы избежать отказа травящего клапана.
3. Используйте BOV. Я больше НИКОГДА не буду нырять без него.
4. Подсоединяйте BOV к чему-нибудь посущественнее вашей маленького баллона с дилюэнтом.
5. Держите регулятор на BOV включенным ВСЕ время.
6. Если вы уловили любое изменение в WOB, пора беспокоиться.
7. Не существует такой вещи как «небольшое затопление лупа».
8. Никогда не используйте изолирующий клапан на шланге (имеется в виду inline shutoff valve прим ) на регуляторе BOV, у вас просто может не быть времени чтобы его использовать.
9. Оставьте вашу главный bail-out баллон открытым.
10. БОЙТЕСЬ CO2. Если вы не боитесь, вы чертов идиот.