Но жизнь, как известно похожа на зебру, и в текущем году команда смогла приступить к реализации ранее задуманных планов.
Ординская пещера.
Первый этап нашей многолетней работы в этой пещере подходит к концу. Свердловская система полностью вылизана, почти во всей пещере ходовики заменены на «туристические», и наконец готовится первая версия карты пещеры, которая удовлетворяет нашего картогорофа. Дима Осипов обещает в ближайшее время сделать полную версию карты.
Ходовики почти везде стоят нормальные, кроме нескольких старых ниток в самом конце Московского хода, да в Свердловском ещё в паре мест стоят наши эксплорационные ниточки. Надеюсь, что в ближайшее время мы завершим перестановку, разве что в каком-нибудь месте оставим полипропиленку для истории. Плюс к этому хотим переделать несколько собственных мест, на наш взгляд не очень удачно проставленных.
К сожалению постоянно находятся люди, считающие своим долгом «улучшить» существующую систему, или провозглашающие программы по полной замене ходовиков в Орде. Как результат, появляются крестообразные перекрёстки и таблички «Правый московский ход» в Большом зале. Ну попутного ветра им в спину.
Голубое озеро на Чусовой.
Несколько поездок зимой и летом дали возможность прояснить вопросы по топологии хода, пройти дальше по ходу (сейчас проставлено около 300 метров), вычислить боковой приток, взять пробы воды для Пермского университета. Пока к сожалению летом видимость в источнике не очень, но положительная динамика на лицо. Зимой планируем минимум два выезда туда, надеемся значительно продвинуться дальше по ходу, и поймать хорошую видимость

Есть надежда, что через пару лет источник будет вполне нырябелен и летом, что очень хорошо, ведь заброска туда не представляет большой сложности.
Капова ( Шульган-Таш)
В начале 2000-х наша старая команда начала активную работу в этой пещере. Заключительным аккордом серии экспедиций стало погружение Фила Шота. Фил дошёл до 84 метров, пройдя узость, в которой ему пришлось капать, забурился в щель, на него съехал склон сверху, он откапывался, пока откапывался потерял ходовик , но всё-таки выбрался.
Мы довольно трезво оценивали свои способности, и понимали, что для дальнейшего прохождения, исходя из условий, описанных Филом Шотом, единственный вариант, имеющий шанс на успех -сайд-маунт подвеска ребризера. В прошлом году было решено готовиться к активной работе в пещере, но летняя экспедиция Евгения Снеткова принесла совершенно неожиданную информацию - на 65 метрах ход заканчивается, галечный пол смыкается с потолком. Речка при этом, как вытекала из озера, так и вытекает, совершенно не изменившись в расходе.
Несколько поездок мы , решив, что где-то есть переток, либо мощный приток, скомпенсировавший расход, просматривали щели в поисках ответвлений. В конце концов, не получив искомого результата, мы с БЗ заинтересовались, а как же именно выглядит окончание хода. Поскольку внятно никто не мог объяснить, мы решили сам сплавать и посмотреть. Оба были в сайд-маунтах, так как отсматривали щели, правда я был на ОЦ, а БЗ со своим Гиперионом. Собственно Юра готовился к погружению в Вороньей, поэтому имел именно ту конфигурацию, в которой должен был погружаться там — все баллоны для ребризера были небольшими — по 6 литров. В том числе и с донным газом. Желания надолго задерживаться на глубине у него не было, решили, что «без фанатизма» смотрим на тупик, и уходим наверх.
Каково же было моё удивление, когда я увидел на компе цифры 67, а ход продолжал валиться дальше. Пришлось опуститься до 73 метров, так как завязаться было не за что.
На сегодня началась подготовка к попытке прохождения узости, ход просмотрен до 80 метров (дайв на ребризерах Альфа-Гиперион, тотал тайм 145 минту). Также началась подготовка к картированию пещеры.
В дополнение к этому весной съездили с Максимом Васильевым в Рессел, почистили около 900 метров хода, проставили новый ходовик. Готовимся к прохождению до бивачного зала. В две предыдущие поездки доходили до 1350 метров и 1500 метров. Но решили, что при том состоянии ходовиков, обилии порванных петель и пр, ломиться на 2 километра рискованно.
Что ещё ?
Возобновляем работу в Бабиногорской. Цели — поиск продолжения пещеры, картирование, замена основного ходовика.
Плюс к этому очень хотим возобновить работу в двух других источниках в Башкирии. Но там будем сильно зависеть от погоды, уж очень непростая заброска в одном из мест, а во втором факторы глубины и протяжённости пещеры делают работу без скутеров и ребризеров невозможной, и опять же мы сильно зависим от погоды.
Особые благодарности:
Жене Рункову за его титанический труд по подготовке экспедиций, начиная от забивки газов и поддержания снаряжения, до контроля мелочей.
Максу Васильеву. Его ребризеры Альфа Гиперион существенно расширили наши возможности и повысили безопасность. Как-то спокойнее себя чувствуешь на 80 метрах, решая всякие проблемки, осознавая, что газа тебе точно хватит. Так же огромное спасибо Максу за переданные нам знания по тактике пуш-дайвов. К сожалению в России нет никого, кто имел бы подобный опыт.
Участники экспедиций 2010 года
Андреев Сергей (ака Crazzzy), Москва
Базилевский Юрий (БЗ), Челябинск
Дмитриев Михаил, Екатеринбург
Егоров Кирилл ( сектантский миссионер

Каменев Валерий, Оренбург
Козионов Максим, Екатеринбург
Осипов Дмитрий, Екатеринбург
Рунков Евгений, Екатеринбург
Мы надеемся на то, что наши друзья решат свои проблемы и вновь присоединятся к нам. Так же мы будем рады всем вменяемым людям, которые хотят присоединиться к нам. Тем более, что теперь для людей, не прошедших обучение кейву, есть возможность начать обучение у Жени Рункова (на правах рекламы
