Исключительно "для запоминания" курса/азимутa/пеленгa. (Точнее - чтобы не надо было запоминать посредством головы.) Если Вы способны запомнить или записать прямой и обратный азимуты - то и не трогайте подвижный безель. Но это, запоминание чисел, неправильно ибо "под водой водолаз тупеет" (C).
Другими словами: для того, чтобы просто вернуться, сплавать туда-обратно, ничего считать не надо - не надо запоминать "240" когда приплыли туда, не надо считать "240-180=60", чтобы плыть обратно.
На безеле (подвижной шкале на корпусе компаса) есть палочки-запоминалочки: одна "I" (около 180) и две "II" (около 0).
1а. Перед стартом Вы разворачиваетесь/разворачиваете компас так, что визирная (красная) линия указывает Ваш курс (направление движения) - то, куда плыть собрались. Стрелка на картушке при этом указывает куда-то в сторону (на север она смотрит всегда).
1б. Не двигая компас, поворачиваете безель/лимб так, чтобы стрелка не картушке указывала на две палочки "II" (там же и "0" на шкале безеля).
Так Вы запоминаете свой курс/азимут - угол между направлением на север и вашим маршрутом. Он же Вам понадобится, чтобы вернуться назад.
Именно после этих двух действий в смотровом окошке и появится нужный Вам прямой азимут/пеленг/курс (например, 240). Удерживая его в окошке Вы и плывёте прямым курсом.
2. Для того, чтобы вернуться, Вы просто "крутитесь", позиционируете тушку так, чтобы стрелка на картушке указывала на одну палочку - теперь на одну, "I". Наверное Вы поняли, что сделав такую нехитрую операцию - развернувшись так, что стрелка перешла с "II" на "I" - Вы развернулись на 180 градусов. Что Вам и нужно было - плыть вдоль той же линии, но в обратном направлении.
Когда выгоните стрелку на "I", в смотровом окошке появится обратный азимут/пеленг/курс дла обратного движения, по нему и плывёте обратно к берегу.
Естественно, можно всё это делать и не глядя в смотровое окошко, а смотря на картушку сверху и "плывя вдоль красной визирной линии". Контролировать при этом надо не цифру в окошке, а положение стрелки картушки - она должна указывать на "II" при прямом курсе и на "I" при обратном. Ещё раз: удерживаете стрелку на "II" или "I" (в зависимости от направления движения, туда или обратно) и плывёте вдоль визирной линии.
Как видите (надеюсь...), только для запоминания пункт 3. Или, правильнее сказать, чтобы не надо было запоминать (число 240) - установили палочки как надо и забыли об этом. А для обратного пути "60" это Ваше (=240-180) само появится в окошке, если правильно сделали №№ 1а, 1б, 2. По нему и плывите.
P.S. Написал и даже переписал/исправил так, чтобы соответствовать описанию, данному vovanx. Сам делаю "наоборот", т.е. на первом маршруте (от берега) картушка указывает на "I", а для возвращения (на втором маршруте) - на "II". Так уж повелось...