Эсбьёрн Свенссон.
http://www.youtube.com/watch?v=S-9e_YgGtmE
Шведский джазовый пианист. К сожалению погиб 14 июня 2008 года при погружении в результате несчастного случая. Помимо музыки он увлекался подводным плаванием, именно эта его страсть и стала роковой. Трагедия произошла во время погружения в местечке Вэрмд, неподалеку от Стокгольма.
e.s.t. (аббревиатура от Esbjorn Svensson Trio) – настоящая группа-уникум: джазовое трио, которое считает себя поп-группой, играющей джаз, порывает с традиционной субординацией «лидер-сайдмен» в пользу равенства всех участников трио, выступает не только на джазовых площадках, но и в рок-клубах, а также использует световые эффекты и дымовые машины на концертах – в общем, e.s.t. далеко выходит за рамки классических джазовых канонов. Критики и публика по всему миру сходятся во мнении: e.s.t. – определённо, одни из самых «продвинутых» джазменов.
Открытость новым музыкальным веяниям, любознательность и немного удачи – вот элементы становления лидера группы Эсбьорна Свенссона как музыканта: ‘Я играю на фортепиано, потому что в нашем доме не было никакого другого инструмента. На самом деле, я бы предпочёл играть на ударных. Например, еще ребенком я сделал себе установку из разного старого барахла и пытался подражать группе «Sweet» в их песне «Ballroom Blitz». Но потом пришел Магнус Острем со своими барабанами, и я решил остаться за клавишами. Мы выросли вместе с Магнусом и играли мы тоже вместе с самого начала. Когда Магнусу подарили его первую ударную установку, он принес ее ко мне домой, и мы начали играть. Мы понятия не имели, как это делается, но это доставляло нам массу удовольствия. Поскольку у нас не было педагога и никто не говорил нам, как играть, мы смогли развивать свою музыку в уникальном направлении.’ Основательное музыкальное образование Эсбьорн впоследствии получил в Стокгольмском университете.
С середины 80-х Свенссон и Острем зарекомендовали себя как многообещающие музыканты на шведской и датской джазовых сценах. Своё первое трио они собрали в 1990 году, однако так и не смогли начать записывать свой первый альбом, пока не встретили контрабасиста Дэна Берглунда. Оба были буквально сражены наповал его оригинальным гармоническим мышлением и мощными творческими идеями. Им удалось убедить Дэна присоединиться к их трио – таким составом e.s.t. играют и по сей день. В 1993 году Esbjörn Svensson Trio записали и выпустили свой дебютный альбом, «When Everyone Has Gone».
К середине 90-х трио сделало себе имя в Швеции и заключило договор с ориентированным на поп-музыку лейблом Superstudio Gul / Diesel Music. Первым альбомом, вышедшим на этом лейбле в том же году, стал «e.s.t. Plays Monk». Он быстро разошелся в Швеции тиражом более чем 10000 экземпляров. Вскоре Эсбьорн Свенссон начал собирать «урожай» наград: в 1995 и 1996 годах его назвали шведским джазовым музыкантом года, в 1998 - шведским композитором года, а вышедший в 1997 году альбом e.s.t. «Winter in Venice», состоящий в основном из авторского материала, был отмечен шведской премией Grammy.
“From Gagarin’s Point of View” (1999) стал первым альбомом группы, выпущенным за пределами Скандинавии на немецком лейбле АСТ, появления на джазовых фестивалях JazzBaltica и Montreux ознаменовали международный прорыв e.s.t. Последующие три альбома принесли музыкантам звание ‘Трио года’ от авторитетного английского журнала Jazzwise, участие во всех значительных фестивалях Европы, а также целый каскад музыкальных премий: “European Artist of the Year”, “Victoire du Jazz”, German Critics Award 2002, ‘German Jazz Award’, ‘Choc de l’année’, а также приз фестиваля Midem ‘Revelation of the Festival’.
Предпоследний альбом группы “Viaticum” (январь 2005) превзошёл успех всех предыдущих альбомов: композиции с него попали в 50 поп-чартов Германии и Франции, в Швеции же он дебютировал на 4 месте! За “Viaticum” e.s.t. удостоились золотой и платиновой наград German Jazz Award, ещё одной шведской Grammy, ко всему прочему группа попала на обложку главного джазового журнала Downbeat в мае 2006-го!
Новый студийный альбом e.s.t. “Tuesday Wonderland”, напрямую связан с “Viaticum”. Идея, заложенная в “Viaticum”, состояла в том, что музыка - это те необходимые припасы, которые человек берёт с собой в свой долгий жизненный путь. “Tuesday Wonderland” – это сам по себе путь, таинственное путешествие, которое открывает новые миры и ведёт вас в Wonderland, Страну Чудес, сотканную из необычной музыки e.s.t.
Mareedege mareedegeb deemarissi.