Всплытие с глубины
Модераторы: трофи, Максим Васильев, KWAK, DukeSS
- Helga
- Афина Мальтийская
- Сообщения: 10849
- Зарегистрирован: 09-06-2006 23:02
- Откуда: Москва-Мальта
- Контактная информация:
Вот, вроде нашла:
В июне 1983 года в Авачинском заливе Камчатки на глубине 60 метров затонула атомная подлодка К-429. Взявший на себя командование мичман Алексей Гусев, поняв, что помощи ждать не приходится, принял драматическое решение: экипажу выходить на поверхность свободным всплытием. Двенадцать человек в результате этого подъема погибли от кессонной болезни, но остальные сто три моряка, хотя и серьезно травмированные, выжили и смогли вернуться к семьям. В том числе и сам Гусев. Лодку подняли и отремонтировали, однако после повторного затопления в 1985-м она была выведена в резерв.
В июне 1983 года в Авачинском заливе Камчатки на глубине 60 метров затонула атомная подлодка К-429. Взявший на себя командование мичман Алексей Гусев, поняв, что помощи ждать не приходится, принял драматическое решение: экипажу выходить на поверхность свободным всплытием. Двенадцать человек в результате этого подъема погибли от кессонной болезни, но остальные сто три моряка, хотя и серьезно травмированные, выжили и смогли вернуться к семьям. В том числе и сам Гусев. Лодку подняли и отремонтировали, однако после повторного затопления в 1985-м она была выведена в резерв.
- Валерий Мухин
- Великий и Ужасный.
- Сообщения: 19021
- Зарегистрирован: 01-07-2003 00:01
- Откуда: Россия. Москва, "Русский Ребризер"
- Контактная информация:
Как я уже писал, ссылку на этот случай и давал Балу.Helga писал(а):Вот, вроде нашла:
В июне 1983 года в Авачинском заливе Камчатки на глубине 60 метров затонула атомная подлодка К-429. Взявший на себя командование мичман Алексей Гусев, поняв, что помощи ждать не приходится, принял драматическое решение: экипажу выходить на поверхность свободным всплытием. Двенадцать человек в результате этого подъема погибли от кессонной болезни, но остальные сто три моряка, хотя и серьезно травмированные, выжили и смогли вернуться к семьям. В том числе и сам Гусев. Лодку подняли и отремонтировали, однако после повторного затопления в 1985-м она была выведена в резерв.
Однако все было несколько по иному, чем написано в Вашем источнике (я больше доверяют информации с сайта http://www.submarina.ru / http://submarine.id.ru).
Вот описание:
Вот еще один источникН.Мормуль.
НЕВЕРОЯТНОЕ НАГРОМОЖДЕНИЕ ОШИБОК
Как уже неоднократно отмечалось, причина аварий кроется и в неправильных действиях экипажа или в его недостаточной выучке. Классический пример тому - затопление лодки "К-429" на Тихоокеанском флоте.
24 июня 1983г. лодка вышла в бухту Крашенинникова для проведения дифферентовки. Эта операция осуществляется перед каждым походом и состоит в выравнивании удельного веса лодки и удельного веса морской воды. Первый зависит от загрузки корабля, второй - от солености и температуры воды. Позже выяснится, что еще до начала работ лодка имела отрицательную плавучесть до 60т, другими словами, она была значительно тяжелее, чем думали. Однако об этом не знал никто из моряков. Так нередко случается, когда лодка обслуживается двумя экипажами: каждый рассчитывает на другого и в итоге ослабевает контроль. Произошло то, что и должно было произойти. При заполнении средней группы балластных цистерн лодка быстро погрузилась и легла на глубину 35м. Между тем глубинометры центрального поста показывали нулевую глубину, так как были отключены.
Из отсеков начали поступать доклады о проникновении воды в прочный корпус через систему вентиляции. Вот тогда была объявлена аварийная тревога и дана команда продуть главный балласт, чтобы всплыть. Операция эта состоит в следующем. В заполненные водой балластные цистерны подают под высоким давлением сжатый воздух, закрыв предварительно клапаны вентиляции. Воздух вытесняет воду, лодка становится легче и всплывает. Но оператор на пульте дистанционного управления вместе того, чтобы закрыть клапапы вентиляции, закрыл кингстоны. Следовательно, вместо того, чтобы вытеснять воду, воздух прямиком уходил наружу, мощными пузырями вырываясь на поверхность бухты. Таким образом обозначилось место затонувшей лодки.
В невероятно сложной обстановке к нолю часам 25 июня удалось закрыть клапаны вентиляции вручную - пульт дистанционного управления был залит морской водой и вышел из строя. Продувание цистерн главного балласта порциями положительных результатов не дало. Запас воздуха высокого давления снизился до 30 процентов, а подводная лодка по-прежнему покоилась на дне. Она лежала на грунте с креном 15 и дифферентом 0,5 на нос, поэтому выпустить на поверхность аварийный буй, подающий радио и акустические сигналы, не удалось. К тому же оказалось невозможным использовать и всплывающую камеру, которая катапультирует на поверхность четырех человек и с помощью лебедки возвращается на лодку, чтобы принять следующую группу. Эти устройства, по всей вероятности, могут работать лишь в идеальных условиях.
В некоторых отсеках повысилось давление, температура достигла 50град.С. В пяти отсеках находилась 106 человек. Однако на них на всех была предусмотрена лишь половина комплектов индивидуальных дыхательных аппаратов, в аварийных бачках не оказалось пищи. Ситуация осложнилась на следующий день: 25 июня взовалась аккумуляторная батарея второй группы, а еще через день - первой.
Поскольку всплывающая камера не работала, через торпедные аппараты первого отсека удалось отправить на поверхность двух опытных мичманов с запиской о состоянии личного состава и материальной части лодки. Их подобрал надводный корабль, который оперативный дежурный, не получив в назначенное время сообщения с лодки, направил на ее поиски. Тот, обнаружив вырывающиеся на поверхность воздушные пузыри, остался на этом месте и вызвал подкрепление.
В течение 44 часов, начиная с 23.00 25 июня с лодки эвакуировался экипаж (индивидуально-дыхательные аппараты подавались для них сверху водолазами). Два человека погибли при выходе (один - от сердечной недостаточности) и 14 человек в четвертом отсеке.
Прежде чем покинуть лодку, экипаж по мере возможности постарался выполнить все мероприятия, необходимые для последующего ее подъема.
Виновными в этом происшествии, которое кажется невероятным из-за нагромождения элементарных ошибок, следует считать командование, скомплектовавшее экипаж для выполнения учебных задач более чем импровизированно. Сказалась также низкая профессиональная подготовка отдельных специалистов и отсутствие координации в действиях главного командного пункта.
Одна из отличительных черт русского характера - героизм. В борьбе за живучесть и выход с аварийной лодки на поверхность экипаж и его командир действовали слаженно, а отдельные офицеры, мичманы и матросы - героически. Впоследствии лодку удалось поднять.
Однако, похоже, этот случай ничему не научил: после проведения ремонта лодка снова затонула у стенки завода.
http://submarine.id.ru/memory/K429.htm
Глубина 38 метров, а не 60.Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами К-429 проекта 670А "Скат" из состава 2-й флотилии ПЛ Тихоокеанского флота затонула 24 июня 1983 года. Эта авария выглядит наиболее дико в ряду прочих подводных катастроф, поскольку в данном случае причиной гибели подводной лодки явились исключительно лишь действия экипажа, ухитрившегося в обыденной ситуации нарушить все мыслимые и немыслимые инструкции и запреты. После прохождения межпоходового ремонта К-429 вышла в море для проверки линейности и проведения торпедных стрельб. Из-за недоукомплектованности принявшего лодку экипажа его дополнили личным составом из пяти различных экипажей и береговой базы, ни о какой слаженности моряков не могло быть и речи.Перед выходом в море не была проведена проверка состояния забортных отверстий, поэтому открытые в период ремонта клинкеты вентиляции в 1,2,3 и 4-м отсеках и клапан выравнивания давления между 4 и 5 отсеками так и остались открытыми. Со времен ремонта осталось отключенной и блокировка забортной захлопки первого контура вентиляции. Поздним вечером 24 июня К-429 пришла в бухту Саранная, где командир принял решение погрузиться на перископную глубину для дифферентовки лодки.Команда "По местам стоять, к погружению" в нарушение правил подана не была, соответственно личный состав не знал о перходе лодки в подводное положение. Мало того, в центральном посту забыли открыть кингстоны глубиномеров, поэтому после заполнения концевых групп цистерн стрелки глубиномеров остались стоять на нуле.Не разобравшись в ситуации, командир отдает команду заполнить среднюю группу цистерн. Мичман на пульте дистанционного управления системами погружения не имел допуска к самостоятельной работе в качестве оператора пульта, поэтому, когда сработала блокировка ( помните - открытая вентиляция? ), он не удосужился выяснением причин и без доклада перешел на резервное управление. Лодка приняла около 60 тонн балласта сверх нормы и камнем ушла на дно. Через открытые системы вентиляции началось поступление воды в 1, 2 и 4-й отсеки . В быстро затопленных 4 и 5 отсеках погибло 14 человек. После начала борьбы за живучесть ГКП начал всплытие, однако мичман-оператор опять умудрился перепутать команды управления цистернами - верхние клапаны вентиляции открыл, а нижние кингстоны закрыл. В результате бесполезно выдули в море половину запасов воздуха высокого давления. На лодке имелось всплывающее спасательное устройство вместимостью на четырех человек, однако оно оказалось неисправным. Плюс ко всему, не было возможности выпустить аварийные буи, поскольку перед выходом в море их... приварили к корпусу, чтобы случайно не потерять.Убедившись в невозможности всплытия, командир лодки принял решение выпустить на поверхность двух человек, которые утром 25 июня были благополучно подняты на борт МПК-122, начавшего накануне поиск К-429, не прибывшей в район полигона в назначенное время. После получения информации от МПК-122 на флоте была объявлена "Боевая тревога" и в район аварии вышли спасательные суда.В 19.15 25 июня подводная лодка была обнаружена и в 22.36 начали планомерный вывод подводников из носовых отсеков через торпедные аппараты, а из кормового - через верхний люк. В ходе спасения личного состава погибли еще двое моряков - один запутался в буйрепе спасательного буя, не смог всплыть на поверхность и отравился кислородом, а второй умер от сердечной недостаточности при шлюзовании через ТА. Последний моряк вышел на поверхность в 23.00 27 июня. 29 тюня начались судоподъемные работы и уже 6 августа К-429 подняли и отбуксировали в мелководный полигон, где положили на грунт на глубине 16 метров.После этого был осушен реакторный отсек и вручную опущены до нижних упоров компенсирующие решетки ( во время аварии блокировка сработала, однако концы стержней-поглотителей не дошли до конца на 70мм и весь период аварии реактор работал на 0,5% мощности ). Радиационная обстановка оставалась в норме. 8 августа К-429 была поставлена на плав и отбуксирована в п. Советский. Жизнь 16 моряков стала ценой человеческой беспечности. Вот их имена :
Жариков И.М. мичман
Закиров Р.М. матрос
Каспарович И.Ю. капитан-лейтенант
Курочкин В.М. капитан-лейтенант
Колесников Н.Н. мичман
Конринский А.В. старшина 1-й ст.
Кузьмин А.И. мичман
Лещук В.А. мичман
Петров А.И. старший лейтенант
Портнов В.Н. мичман
Синюков Н.П. матрос
Султанов Ф.А. старшина 2-й ст.
Туласов В.Г. лейтенант
Черемушин А.Е. мичман
Шведов А.Д. матрос
Яшкин Л.И. старшина 2-й ст.
Мичмана не принимали на себя командование, а всего лишь отправились с сообщением на верх.
При выходе погибло не 12 человек, а 2. И не от кесонной болезни, а от сердечного приступа один, и от отравления кислородом второй.
Остальные 14 которые погибли в 5 и 4 отсеке погибли от затопления отсека.
ЗЫ. Короче не выиграл, а проиграл, не в спортлото, а в домино, не Рабинович, а Иванов, не 1000рублей, а 5 копеек. А так все верно...
NDL Instructor, +7 (916) 670-05-74
- Валерий Мухин
- Великий и Ужасный.
- Сообщения: 19021
- Зарегистрирован: 01-07-2003 00:01
- Откуда: Россия. Москва, "Русский Ребризер"
- Контактная информация:
Сокращенное описание спасательной оперции по С-178
Обратите внимание, на несколько иную трактовку обстоятельств выхода треьей группы подводников по сравнению с тем как было это по ссылке в сообщении Балу, а так на оценку уровня подводной подготовки некоторых ОФИЦЕРОВ.
Обратите внимание, на несколько иную трактовку обстоятельств выхода треьей группы подводников по сравнению с тем как было это по ссылке в сообщении Балу, а так на оценку уровня подводной подготовки некоторых ОФИЦЕРОВ.
Столкновение и гибель подводной лодки "С-178" (ТФ) с теплоходом "Рефрижератор-13" 21 октября 1981 года.
.....................
Но уклониться от удара уже было невозможно - до столкновения оставалось менее минуты.
В 19.45 "Рефрижератор-13" со скоростью 8 узлов на курсовом угле 20-30'3 ударил форштевнем С-178 в левый борт. Удар пришелся в районе 99-102 шп. ЦГБ №8 была смята, прочный корпус получил пробоину в VI отсеке площадью около двух кв. метров. Вследствие удара возник динамический крен около 709 на правый борт.
Людей, находившихся на мостике, сбросило в море. Вода через образовавшуюся пробоину затопила VI отсек в течение 15-20 секунд.
Последовал ряд коротких замыканий в электроэнергетической системе. Вышли из стоя все электрические сети, часть общекорабельных систем из-за разорванных трубопроводов. Примерно через 35 секунд в результате полного затопления электромоторного и около 15% дизельного отсеков произошла потеря продольной остойчивости.
Резкое уменьшение продольной остойчивости не ощущалось личным составом, так как дифферент на корму нарастал сравнительно медленно. Лодка оставалась на плаву, сохраняя около 35 м' (примерно 3%) запаса плавучести.
С этого момента скорости нарастания аварийного дифферента и средней осадки резко возросли. Этому процессу способствовало поджатие воздушных подушек безкингстонных ЦГБ.
Через 40 секунд после столкновения С-178, приняв в прочный корпус около 130 т забортной воды, потеряла плавучесть и ушла под воду. Благодаря небольшой глубине моря в месте гибели ПЛ при дифференте 25-30° сначала коснулась кормой, а затем легла на грунт на глубине 31 м с креном 28 на правый борт.
В ЦП оказались шестеро. Сразу после столкновения старший помощник командира капитан-лейтенант Кубынин из II отсека прибыл на ГКП. Командира БЧ-5 капитан-лейтенанта-инженера Зыбина потоком воды с мостика бросило вниз. Своим невольным падением он чуть не помешал матросу Мальцеву закрыть крышку нижнего рубочного люка. Быстрое затопление III отсека предотвратили.
Придя в себя, старпом и командир БЧ-5 начали определяться с положением корабля.
Аварийное освещение не включилось. Провели контрольное продувание в течении минуты всех ЦГБ. Среднюю группу ЦГБ №№4 и 5 продували до тех пор, пока командир БЧ-5 не убедился, что ПЛ лежит на грунте.
Попытались выровнять крен открытием клапанов вентиляции средней группы цистерн левого борта. Положение корабля не изменилось.
Во II отсеке воспламенился батарейный автомат, которым отключают АБ от корабельных потребителей электроэнергии. Два офицера электромеханической БЧ - Тунер и Ямалов - сбили пламя пеной системы ВПЛ. Старшим в отсеке остался командир БЧ-4, РТС капитан-лейтенант Иванов. Начальник штаба перешел в I отсек.
В двух носовых отсеках находились 20 человек. В VII отсеке загерметизировались четверо.
Между VI, V и IV отсеками из-за большого напора поступающей воды ни электрики, ни мотористы не смогли закрыть переборочные двери. В IV отсеке пытались создать воздушную подушку закрытием клинкетов вентиляции, но не успели. В трех затопленных отсеках в течение полутора минут погибли 18 человек.
В III отсек поступление воды было значительным и составляло 120 т/ч. В темноте личный состав не смог обнаружить полузакрытый клинкет вытяжной вентиляции. Вода прибывала. Командир БЧ-5 приказал создать противодавление 2 кг/см2. Вода продолжала прибывать и через полчаса поднялась выше настила верхней палубы. Оставаться в отсеке стало бессмысленно.
Установили связь со II отсеком. Сравняли давление. Взяв с собой пять ИДА-59, шесть человек покинули центральный отсек.
Фильтрация воды через носовую переборку VII отсека составляла 10-12 т/ч.
Между концевыми отсеками установили телефонную связь. По докладу с кормы о создавшейся обстановке начальник штаба бригады отдал приказание личному составу выходить на поверхность методом свободного всплытия.
Моряки выпустили аварийный сигнальный буй, надели ИСП, открыли нижнюю крышку входного люка, но верхнюю открыть не смогли. Сделали попытку выйти через ТА. Открыли передние крышки, но вытолкнуть торпеды не сумели. Повторная попытка открыть верхнюю крышку люка осталась безуспешной.
Через четыре часа связь с VII отсеком прекратилась.
Входной люк VII отсека оказался исправен. Поврежденные конструкции не мешали его использованию. Крышку не смогли открыть потому, что не выровняли внутреннее давление отсека с забортным.
В носовых отсеках пришли к выводу, что борьба за спасение ПЛ невозможна.
Капитан 2 ранга В.Каравеков отдал приказание отдать аварийный буй и готовиться к выходу на поверхность. Вскоре ему стало плохо с сердцем.
В дальнейшем всеми действиями по выходу из затонувшей ПЛ руководили старший помощник командира капитан-лейтенант С.Кубынин и командир БЧ-5 капитан-лейтенант-инженер В.Зыбин.
Всех перевели в отсек живучести. Для этого пришлось установить давление 2,7 кг/см2. Необходимое имущество взяли с собой. Для сжигания углекислого газа и выработки кислорода снарядили РДУ (регенеративное дыхательное устройство). От автономного источника радиосветосигнального устройства подключили единственную лампочку. Запасы электроэнергии источника строго берегли, и свет включали в самых необходимых случаях. Весь личный состав разбили на группы по три человека, назначили старших групп, проинструктировали по правилам выхода на поверхность и определили очередность выхода групп через ТА методом шлюзования. Вот только возникла непреодолимая проблема: на 26 подводников в наличии имелось 20 комплектов ИСП-60...
После столкновения РФС-13 лег в дрейф и приступил к спасению оказавшихся в воде людей. Из 11 человек, находившихся на мостике С-178, спасли семерых, в том числе командира капитана 3 ранга Маранго, замполита капитан-лейтенанта Дайнеко, врача ст. лейтенанта медслужбы Григоревского. О столкновении с ПЛ РФС-13 доложил диспетчеру Дальневосточного морского порта в 19.57.
В 20.15 21 октября оперативный дежурный ТОФ объявил боевую тревогу поисковым силам и спасательному отряду, базирующимся на Владивосток. Через семь минут получили приказание следовать из полигонов боевой подготовки в район аварии С-179, БТ-284 и СС "Жигули". Из Владивостока вышли к месту трагедии СС "Машук", несколько катеров и находившаяся в стадии подготовки к ремонту спасательная ПЛ БС-486 "Комсомолец Узбекистана" пр.940 ("Ленок").
В 21.00 с борта РФС-13 обнаружили аварийно-сигнальный буй. К месту аварии спасательные силы и средства прибыли в следующем порядке: в 21.50 - СС "Машук" и противопожарный катер ПЖК-43 пр.365; в 22.30 начало движение СС "Жигули" из б. Преображения; в 1.20 22 октября - БС-486 и морское водолазное судно ВМ-10 пр.522; с 10.55 22 октября в готовности к постановке рейдового оборудования для размещения спасательных судов над аварийной ПЛ находились плавкраны "Богатырь-2" и "Черноморец-13". Спасательными работами с борта "Машука" руководил НШ ТОФ вице-адмирал Р.А.Голосов.
В 0.30 22 октября через радиосигнальное устройство носового АСБ установили связь с затонувшей ПЛ. Старпом доложил обстановку в отсеках, о состоянии оставшихся в живых людей, потере связи с кормовым отсеком и недостаче индивидуальных средств спасения. На основании полученных данных штаб спасателей определил время допустимого пребывания в отсеке.
Запасов пищи, воды, теплой одежды не было. Температура в отсеке упала до + 12°С. Замерить содержание вредных примесей и кислорода не могли из-за отсутствия приборов. Содержание углекислого газа составило 2,7% несмотря на то, что в двух отсеках были снаряжены по пять РДУ. Запаса 60 банок регенерации хватало на поддержание жизнедеятельности в течение 60 часов. Под давлением 2,7 кг/см2 люди могли находиться 72 часа с момента его создания В течение этого времени самостоятельное всплытие подводников сопровождалось тяжелыми декомпрессионными расстройствами организма, а более длительное пребывание не оставляло шансов остаться в живых.
В отсеках живучести вывешиваются таблицы с указанием безопасного режима всплытия. Указании о возможностях спасения подводников после длительного пребывания в отсеках с повышенным давлением в "Наставлении по выходу личного состава из затонувшей подводной лодки" нет. Однако подводники знают, что чем дольше будешь находиться под давлением, тем меньше шансов сохранить жизнь.
Исходя из ограничений по времени и неблагоприятном штормовом прогнозе на ближайшие двое суток, штаб спасательного отряда отказался от спасения подводников путем подъема оконечности лодки и решили использовать спасательную ПЛ - без оглядки на погодные условия.
По устойчивой связи через радиосигнальное устройство старший помощник и командир БЧ-5 получили подробный инструктаж об условиях выхода через ТА и перехода по направляющему тросу к нише приемно-входного отсека лодки-спасателя, а также об условных сигналах перестукиванием с водолазами.
В 8.45 22 октября БС-486 впервые в мировой практике начала операцию по спасению людей из затонувшей ПЛ.
В 9.06 она стала на подводные якоря в 15 м от грунта для водолазного поиска объекта. Но только через три часа водолазы обнаружили С-178. В течение часа они обследовали корму и ударами по корпусу пытались установить связь с VII отсеком. Ответного сигнала не последовало. Закрепив буй для более точного обозначения кормовой части, водолазы ушли.
В 13.00 спасательная ПЛ начала маневрирование для того, чтобы стать на расстоянии не более 30 м от носа затонувшей лодки. Маневр заключался в съемке с якоря и постановке в новой точке на расстоянии 80 м курсом 320".
К тому времени обстановка в районе резко ухудшилась: поднялся северо-западный ветер до 15 м/с, волнение моря усилилось до 4 баллов. Неисправность ГАС и отсутствие технических средств поиска и обнаружения необозначенных объектов на грунте затрудняли точную наводку. К тому же небольшая глубина поиска при неблагоприятных погодных условиях ограничивали возможности маневрирования. БС-486 приходилось трижды всплывать и погружаться. Но более всего осложнила обстановку потеря связи по радносигнальному устройству в 14.10 22 октября.
Оказалось, что драгоценное время тает безрезультатно. Необходимое имущество в ПЛ не передано, лодка-спасатель уже несколько часов маневрировала не находя нос затонувшей лодки, а реальной помощи от действий спасателей не было.
В сложившейся обстановке капитан-лейтенант С.М.Кубынии принял решение выпустить на поверхность первую группу. Подготовили к шлюзованию ТА №3. При выравнивании давления в аппарате капитан 2 ранга В.Я.Каравеков подал сигнал тревоги. Его вытащили и оставили в отсеке для отдыха. Выходя из ТА командир БЧ-4, РТС капитан-лейтенант С.Н.Иванов выпустил буй-вьюшку, но буйреп запутался, и она не всплыла, о чем он сообщил на лодку условным сигналом.
В 15.45 22 октября капитан-лейтенант Иванов и ст. матрос Мальцев вышли на поверхность свободным всплытием. На воде подводников обнаружили, подняли на борт и через 12 минут поместили в декомпрессионную камеру для устранения последствий длительного пребывания под давлением и проведения лечебных мероприятий.
БС-486 продолжала маневрировать в районе носовой оконечности затонувшей ПЛ, но обнаружить ее никак не могла.
Подводники оставались в неведении, что твориться наверху. Не имея связи с поверхностью, капитан-лейтенанты Кубынин и Зыбин в 18.30 22 октября выпустили через ТА №4 вторую группу во главе со старшиной команды трюмных.
Старший матрос Ананьев, матрос Пашпев и матрос Хафизов бесследно исчезли: на воде их не обнаружили, поскольку было уже темно, а постоянное наблюдение за водной акваторией в районе гибели лодки организовано не было. Возможно, роковую роль в их судьбе сыграла маневрирующая лодка-спасатель.
В 20.15 водолаз с лодки-спасателя обнаружил затонувшую ПЛ, поднялся на корпус и установил связь перестукиванием с подводниками.
БС-486 бросила носовой якорь и начала перемещения, подтягиваясь шпилем или отрабатывая моторами назад, для занятия нужного положения. После каждого перемещения водолазы корректировали ее место. Наконец водолаз из седьмой тройки закрепил ходовой конец от водолазной площадки спасателя к правому верхнему ТА С-178 (это был ТА №3). Здесь же он увидел запутавшуюся буйвьюшку, освободил ее, проверил крепление карабина к корпусу и выпустил буй на поверхность.
Около семнадцати часов БС-486 маневрировала для занятия исходной позиции для оказания практической помощи потерпевшим.
В 3.03 23 октября начали работу лодочные водолазы. Они загрузили в ТА №3 шесть ИДА-59, два гидрокомбинезона с водолазным бельем и записку с указанием принять в два приема 10 комплектов ИСП-60, аварийные фонари, пищу и после этого по команде водолазов выходить с помощью ходового конца в спасательную лодку методом затопления I отсека.
К четырем часам имущество было принято в I отсек. Несмотря на указания спасателей капитан-лейтенант С.М.Кубынин принял решение о шлюзовании третьей группы с НШ бригады.
Видимо, такое решение было оправданно: В.Я.Каравеков был деморализован, навыки водолазной подготовки, от которой штабные офицеры соединений ПЛ всячески уклоняются, были утеряны, медицинская помощь отсутствовала.
В 5.54 23 октября через ТА №3 начала выход третья группа. В этот момент к лодке подошел водолаз с имуществом и увидел открывающуюся переднюю крышку ТА. Из ПЛ выходил командир моторной группы лейтенант-инженер Ямалов. Водолаз помог ему выйти из аппарата и попытался направить по ходовому тросу в спасательную лодку, но подводник не позволил пристегнуть свой карабин к проводнику, вырвался и всплыл на поверхность. Водолаз сорвался с корпуса. Пока он падал метра полтора-два до грунта, из ТА вышел матрос Микушин. Водолазу ничего не оставалось, как доложить на спасательную лодку о выходе подводников. Капитан 2 ранга В.Я.Каравеков остался в ТА.
Водолазы обследовали ТА №3, в пределах видимости в восьмиметровой трубе ничего не обнаружили, после чего загрузили оговоренное ранее имущество и передали подводникам записку с указанием ускорить выход.
При всех этих операциях водолазы и подводники очень плохо понимали друг друга. В "Наставлении по выходу личного состава из затонувшей ПЛ" сигналы подобного рода отсутствуют - их пришлось придумывать на ходу. Поэтому на шлюзование уходило много времени. К тому же водолазы, длительное время работавшие на глубине, замерзали. На смену им через час-полтора приходили другие. Новые водолазы получали необходимую информацию от предшественников в лодке-спасателе, планировали свои действия и, подходя к затонувшей лодке должны были устанавливать с подводниками контакт. Получался некоторый интервал, когда возле ТА водолазов не было.
Во время работы под водой водолазам приходилось впервые практически использовать многие устройства и приспособления по оказанию помощи пострадавшим. Например, пеналы, сконструированные для передачи имущества в аварийную ПЛ, оказались громоздкими и очень неудобными. Поэтому имущество передавали в зажгутованных гидрокомбинезонах, а ИДА-59 укладывались штатные сумки.
Около десяти часов 23 октября подводники закрыли переднюю крышку ТА и осушили его. В аппарате лежал погибший офицер.
Решив более не испытывать судьбу капитан-лейтенанты С.Кубынин и В.Зыбин организовали подготовку к выходу на поверхность методом затопления отсека. Подводники вынесли все лишние предметы во II отсек, включая средства регенерации воздуха. Разблокировали крышки ТА №3. Оделись в ИСП-60. Шерстяного водолазного белья всем не хватило - его отдали тем, кто по установленной очередности выходили последними. Всего к выходу готовились 18 человек.
В 15.15 перестукиванием дали сигнал водолазам: "Ждите нас у выхода из ТА. Готовы к выходу". Начали затапливать отсек. Опасались увеличения крена и дифферента, что могло повлечь смещение стеллажных торпед со штатных мест. Из-за этого отсек затапливали медленно через открытую переднюю крышку левого верхнего ТА и футшток торпедозаместительной цистерны. Избыточное давление воздуха из отсека стравливалось через кингстон глубиномера. Таким образом I отсек затопили до уровня на 10-15 см выше верхней крышки ТА №3.
В 19.15 23 октября начали выход. Первый выходивший натолкнулся в ТА на посторонний предмет и вынужден был возвратиться в отсек. Путь оказался закрыт.
Извлекая погибшего В.Я.Каравекова, ТА не полностью освободили от загруженного водолазами имущества. В ТА №4 водолазы так же загрузили гидрокомбинезоны и ИДА.
В сложившейся ситуации в ТА №3 пошел командир БЧ-5 капитан-лейтенант В.Зыбин. Он смог вытолкнуть из аппарата ненужные вещи. Затем условным сигналом известил товарищей о свободном выходе, обратил внимание водолазов на следующих за ним подводников и по направляющему тросу перешел на спасательную ПЛ.
В 20.30 23 октября последним оставил корабль старший помощник командира капитан-лейтенант С.Кубынин. Лично переключая на дыхание из атмосферы по замкнутому циклу и направляя в ТА своих подчиненных, Сергей Михайлович потерял много сил. Усилием воли он смог выбраться из ТА, не встретив водолазов, вышел на рубку ПЛ и потерял сознание. Через минуту его подобрали на поверхности катера спасателей.
Из всей группы выходящих методом затопления отсека в живых остались 16 человек. Матрос П.Киреев потерял сознание и умер в отсеке. Матроса Леньшина не смогли обнаружить ни катера спасательного отряда, ни водолазы, которые тщательно обследовали ТА и грунт вокруг ПЛ.
Шестеро перешли на спасательную ПЛ. На БС-486 их поместили в барокамеру для плавного перевода в обычную среду обитания человека. При медицинском обследовании у них обнаружили отравление кислородом, остаточные явления бароотита и простудные заболевания, развившиеся в результате длительного пребывания в воде. Общее состояние оказалось значительно лучше, чем у их товарищей.
Моряков, вышедших методом свободного всплытия, поместили в барокамеры на СС "Машук". У всех наблюдались тяжелые декомпрессионные заболевания, развилась одно- и двухсторонняя пневмония, осложненная у четырех человек баротравмой легких. Одному из тяжелобольных потребовалось хирургическое вмешательство.
Более двух суток медики проводили терапевтическое, хирургическое и специальное лечение в замкнутом барокомплексе. Для этого потребовалось соединение всех барокамер в единую систему, что позволило в случае необходимости шлюзовать к пострадавшим врачей-специалистов. После окончания декомпрессии спасенных санитарным транспортом доставили в госпиталь флота. Все 20 человек, самостоятельно вышедшие из затонувшей ПЛ, выздоровели. Только матроса Анисимова признали негодным к службе на ПЛ.
24 октября приступили к подъему С-178. Вначале ее подняли надпалубными понтонами на глубину 15 м, перевели в закрытую от ветров б. Патрокл и положили на 18-метровой глубине на грунт.
Там через люки отсеков живучести и пробоину в VI отсеке водолазы извлекли из корпуса тела погибших.
Затем с помощью лаговых понтонов и плавкрана вытащили лодку на поверхность. Осушили отсеки, кроме поврежденного и дизельного.
15 ноября "утопленница" оказалась на плаву.
Выгрузив торпеды из I отсека, С-178 перевели в "Дальзавод" и в 20.00 17 ноября поставили в сухой док. Восстанавливать корабль признали нецелесообразным.
Командира С-178 капитана 3 ранга В.А.Маранго и старшего помощника команднра РФС-13 В.Ф.Курдюкова осудили на десять лет лишения свободы.
После гибели С-178 совместным решением флота и промышленности на всех лодках установили проблесковые оранжевые фонари, предупреждающие о том, что в надводном положении идет ПЛ.
NDL Instructor, +7 (916) 670-05-74
-
- Активный участник
- Сообщения: 1064
- Зарегистрирован: 08-02-2003 01:01
- Откуда: Moskva
- Контактная информация:
Валера, еще раз говорю и не спорь с лодочным минером, я же не спорю с тобой про танки. Нет между аппаратом и стеллажом места для ванны.Если это лодка, специально предназначенная для высадки диверсантов, на ней есть специальное шлюзовое устройство, и выход осуществляется через него, а не нерез аппарат. На лодках-спасателях есть водолазный комплекс, что -то подобное на специальных лодках.Валерий Мухин писал(а):Ты не прав:Lexa Minnii БЧ -3 писал(а):Ванну поставить к аппарату встык, при открытой задней крышке? какой у нее должен быть размер?Если посмотреть на В.Мухино последнее фото, то сожно разглядеть носовую часть торпеды. Крышка аппарата открывается так, что едва не задевает торпеду, находящуюся на стеллаже, куда ванну ставить, как обеспечить герметиченость стыка. Это технические вопросы.
1. Торпеды в кадре нет. Оценить расстояние до стеллажа можно по картинке, которая я прикреплю к этому сообщению.
2. На съемке, из которой я дергаю кадры, не очень хорошо видно, но похоже на нижнем стеллаже торпеды нет. Диверсант ложится на пол В ПОЛНЫЙ РОСТ, а потом по-пластунски заползает в торпедный аппарат. Т.е. место для ванны все-таки есть – она должна быть ровно такого размера, что бы человек лег в нее в рост (можно даже под наклоном)
Эээ. А ты посмотрел, кто это пишет?Lexa Minnii БЧ -3 писал(а): Это все из области художественного свиста, насмотрелись фильмов про войну, где немцы бегают по лодке, что бы создать максимальный дифферент на нас.
Надо полагать, что лодка, специально предназначенная для высадки диверсионных групп.Lexa Minnii БЧ -3 писал(а): В что была за лодка, если в носу находятся порядка 25 человек(судя по тексту),
Я не владею данными по проектам лодок, но что-то подобное слышал (по крайней мере об американцах).
Для съемок фильма можно и торпеды выгрузить с лодки,
А если вспомнить фильм, то лодка там была 613 проекта, практически послевоенный выпуск, а комплекс торпедного вооружения-современный, там да же заднюю крышку закрывали с помощью гидравлического привода, а на лодках данного проекта она имеет только ручной привод.
Не надо считать истинным то, что показывают в художественных фильмах.
А.Хотиненко, когда выступал, после съемок "72 метров" он говорил, что в нутри лодка была сделана так, как он захотел, а не как это есть на самом деле.А на самом деле все не так просто.
- Валерий Мухин
- Великий и Ужасный.
- Сообщения: 19021
- Зарегистрирован: 01-07-2003 00:01
- Откуда: Россия. Москва, "Русский Ребризер"
- Контактная информация:
Спорь, я разрешаю – есть масса точек зрения на различные аспекты этой темы, совсем необязательно «моя – правильная» + «не профессионалы» которые ни когда в танке не седели, умудряются собрать столько информации, что превосходят тех кто за это деньги получает.Lexa Minnii БЧ -3 писал(а):Валера, еще раз говорю, и не спорь с лодочным минером, я же не спорю с тобой про танки.
По воспоминаниям, которые послужили источником информации, лодка обычная линейная.Lexa Minnii БЧ -3 писал(а):Если это лодка, специально предназначенная для высадки диверсантов, на ней есть специальное шлюзовое устройство, и выход осуществляется через него, а не нерез аппарат.
Дык, для проведения тренировок тем более!!!! В том то и дело, что в фильме показан отсек настоящей лодки. То что можно было сделать для фильма для испытаний сделали тем более.Lexa Minnii БЧ -3 писал(а):Для съемок фильма можно и торпеды выгрузить с лодки,
Верно, а выход из трубы снимали, судя по всему в третьем месте – на каком-то тренировочном комплексе. Специфика кино такова, что если фрагменты нарезаны, то части могут быть сняты в самых разных местах. Однако сам отсек снят достоверно.Lexa Minnii БЧ -3 писал(а):А если вспомнить фильм, то лодка там была 613 проекта, практически послевоенный выпуск, а комплекс торпедного вооружения-современный, там да же заднюю крышку закрывали с помощью гидравлического привода, а на лодках данного проекта она имеет только ручной привод.
Вообще давай отвлечемся от кино и просто обсудим ванну.
При выходе через торпедный аппарат человек перед входом в трубу принимает ту или иную позу. Фильме показано, что он ложится на пол в рост. Ты говоришь, что место для этого нет. Хорошо… Тогда человек должен садится на корточки и начинать протискиваться из такого положения. КАКАЯ РАЗНИЦА? Если человека в этой позе окружить стенками ванны он сможет повторить все то же самое но уже не на воздухе, а воде которая будет в ванне.
NDL Instructor, +7 (916) 670-05-74
- Lezhkin
- Активный участник
- Сообщения: 3580
- Зарегистрирован: 07-06-2006 16:39
- Откуда: Олег Лобанов, Москва, м.Тульская
- Контактная информация:
Простите за глупый вопрос. А что есть "ванна"? Зачем нужна? Там вода имеет забортное давление или внутреннее?Валерий Мухин писал(а):Вообще давай отвлечемся от кино и просто обсудим ванну.
А то воображение рисует такую чугунную ванну из квартиры, пристыкованную к модерновой военной технике.
Рекламное место сдается.
однозначно, читаю и думаю то ли ребятам линейку подарить, то ли пойти перекраситься
а правда, что есть такое ванна, какое предназначение и как её используют?

а правда, что есть такое ванна, какое предназначение и как её используют?
- Валерий Мухин
- Великий и Ужасный.
- Сообщения: 19021
- Зарегистрирован: 01-07-2003 00:01
- Откуда: Россия. Москва, "Русский Ребризер"
- Контактная информация:
Для тех, кто пропустил наши предыдущие 356 серий даю ссылку:Lezhkin писал(а): Простите за глупый вопрос. А что есть "ванна"? Зачем нужна? Там вода имеет забортное давление или внутреннее?
viewtopic.php?p=221372#221372
Вода в ванне имеет заботное давление. Однако и давление воздуха в отсеке так же поднято до забортного, поэтом вода из ванны не выливается фонтаном, а образует поверхность. Т.е. получается что-то типа водолазного колокола, только поверхность для входа водолазов в воду находится на конце длинной горизонтальной трубы.
Смысл такого приспособления в том, что не нужно шлюзовать отдельных пловцов, а все шлюзуются вместе прям в отсеке и вся диверсионная группа выходит в один прием.
Сделать такую ванну можно даже из прорезиненной ткани или пластика (как надувной бассейн).
NDL Instructor, +7 (916) 670-05-74
Объясните , почему нельзя просто поверить специалисту, который черным по голубому написал :
или это новая форумная разработка в помощь ВМФLexa Minnii БЧ -3 писал(а): ванн на лодках нет поверь мне, старому лодочному минеру.
Сделать такую ванну можно даже из прорезиненной ткани или пластика (как надувной бассейн).
можно уточнить каким образом создаётся забортное давление?Валерий Мухин писал(а):Для тех, кто пропустил наши предыдущие 356 серий даю ссылку:Lezhkin писал(а): Простите за глупый вопрос. А что есть "ванна"? Зачем нужна? Там вода имеет забортное давление или внутреннее?
viewtopic.php?p=221372#221372
Вода в ванне имеет заботное давление. Однако и давление воздуха в отсеке так же поднято до забортного, поэтом вода из ванны не выливается фонтаном, а образует поверхность. Т.е. получается что-то типа водолазного колокола, только поверхность для входа водолазов в воду находится на конце длинной горизонтальной трубы.
Смысл такого приспособления в том, что не нужно шлюзовать отдельных пловцов, а все шлюзуются вместе прям в отсеке и вся диверсионная группа выходит в один прием.
Сделать такую ванну можно даже из прорезиненной ткани или пластика (как надувной бассейн).
зы. а читать сначала, продираясь сквозь дебри, извращенство, имхо...
- Lezhkin
- Активный участник
- Сообщения: 3580
- Зарегистрирован: 07-06-2006 16:39
- Откуда: Олег Лобанов, Москва, м.Тульская
- Контактная информация:
Валерий, спасибо за описание, теперь принцип понятен. Из предыдущих серий я его не уяснил, даже после повторного путешествия по ссылке.
Рекламное место сдается.
- AmbA
- Активный участник
- Сообщения: 1933
- Зарегистрирован: 02-09-2005 10:00
- Откуда: Одесса
- Контактная информация:
Давление в отсеке просто повышается за счет запасов сжатого воздуха на ПЛ. Но говорить, что "Вода в ванне имеет заботное давление" несколько некорректно.Дождливая писал(а):можно уточнить каким образом создаётся забортное давление?Валерий Мухин писал(а):Для тех, кто пропустил наши предыдущие 356 серий даю ссылку:Lezhkin писал(а): Простите за глупый вопрос. А что есть "ванна"? Зачем нужна? Там вода имеет забортное давление или внутреннее?
viewtopic.php?p=221372#221372
Вода в ванне имеет заботное давление. Однако и давление воздуха в отсеке так же поднято до забортного, поэтом вода из ванны не выливается фонтаном, а образует поверхность. Т.е. получается что-то типа водолазного колокола, только поверхность для входа водолазов в воду находится на конце длинной горизонтальной трубы.
Смысл такого приспособления в том, что не нужно шлюзовать отдельных пловцов, а все шлюзуются вместе прям в отсеке и вся диверсионная группа выходит в один прием.
Сделать такую ванну можно даже из прорезиненной ткани или пластика (как надувной бассейн).
зы. а читать сначала, продираясь сквозь дебри, извращенство, имхо...
Инструктор IANTD #7656
надеюсь, мне это простительноAmbA писал(а):Давление в отсеке просто повышается за счет запасов сжатого воздуха на ПЛ. Но говорить, что "Вода в ванне имеет заботное давление" несколько некорректно.

дальше, я не поняла такого момента: если есть такое приспособление, именуюемое ванной, так почему его не используют на лодках, как высказался Lexa Minnii БЧ -3?
- Балу
- Активный участник
- Сообщения: 4209
- Зарегистрирован: 15-09-2005 21:25
- Откуда: Киев
- Контактная информация:
Может ванна испоьзуется на ПЛ на которых диверсантов возют, не думаю что это делают на всех ПЛ. Знаю что некоторые проекты под это дело специально переделывали. Потому как логично поставить загончик в отсеке, а не топить полотсека, что бы группу выпустить, а по одному шлюзованием - долговато будет.
Viva Scuba Libre!
- Валерий Мухин
- Великий и Ужасный.
- Сообщения: 19021
- Зарегистрирован: 01-07-2003 00:01
- Откуда: Россия. Москва, "Русский Ребризер"
- Контактная информация:
То, что на сейчас на обычных лодках такого приспособления нет, я верю.cherry писал(а):Объясните , почему нельзя просто поверить специалисту, который черным по голубому написал :Lexa Minnii БЧ -3 писал(а): ванн на лодках нет поверь мне, старому лодочному минеру.
Однако информация, содержащаяся в исходном тексте просто уникальна и ее надо внимательно изучать. Особенно если еще внимательно посмотреть, КТО написал этот текст. См. ссылку:
http://www.vrazvedka.ru/main/persons/avinkin.shtml
Кроме того, надо понимать, что обсуждаемая ванна не есть принадлежность лодки, это скорее оборудование, которое притащат с собой диверсанты, когда будут готовить лодку к заданию. То, что что-то в обычной жизни не делается еще не значит, что СПЕЦИАЛЬНЫЕ люди так не делают. Например, мне расказывали о погружении на ИДА-71 глубже 40 метров. Собственно ни чего особенного если знать, но в инструкции этого нет.
Разработка, похоже, уже была сделана.cherry писал(а):или это новая форумная разработка в помощь ВМФ
Ценность данного обсуждения для дайверов я вижу в том, что расширить свои представления о водной стихии и понять как еще можно с ней взаимодействовать.
Последний раз редактировалось Валерий Мухин 30-11-2006 19:24, всего редактировалось 1 раз.
NDL Instructor, +7 (916) 670-05-74
- Валерий Мухин
- Великий и Ужасный.
- Сообщения: 19021
- Зарегистрирован: 01-07-2003 00:01
- Откуда: Россия. Москва, "Русский Ребризер"
- Контактная информация:
Потому, что это приспособление для специфической задачи – выйти всей толпой одновременно и при этом не залить водой отсек. Это нужно диверсантам, однако для спасения в случае аварии ванна не нужна – если выходить будут все сразу, то можно не заморачиватся с ванной, а просто затопить отсек. Посмотрите, как это было сделано в данном мною выше описании по С-178.Дождливая писал(а):дальше, я не поняла такого момента: если есть такое приспособление, именуюемое ванной, так почему его не используют на лодках, как высказался Lexa Minnii БЧ -3?
NDL Instructor, +7 (916) 670-05-74
- v_Alexey
- Активный участник
- Сообщения: 3929
- Зарегистрирован: 06-07-2004 20:06
- Откуда: Волгоград, Москва
- Контактная информация:
Интерено, но тогда должно быть достаточно быстродействующий способ поддержания равновесного давления в отсеке и за бортом.
Иначе, учитывая соотношения объемов, ежели в отсеке давление немного упадет , или за бортом вырастет, в отсеке станет немного сыро
Иначе, учитывая соотношения объемов, ежели в отсеке давление немного упадет , или за бортом вырастет, в отсеке станет немного сыро

C уважением, Alexey
- Lezhkin
- Активный участник
- Сообщения: 3580
- Зарегистрирован: 07-06-2006 16:39
- Откуда: Олег Лобанов, Москва, м.Тульская
- Контактная информация:
Я так понял, что для этого и кладут лодку на дно. А воздух из задраенного отсека никуда не денется. Ну если только американской ПЛ нет рядом.v_Alexey писал(а):Интерено, но тогда должно быть достаточно быстродействующий способ поддержания равновесного давления в отсеке и за бортом.

Рекламное место сдается.
- Валерий Мухин
- Великий и Ужасный.
- Сообщения: 19021
- Зарегистрирован: 01-07-2003 00:01
- Откуда: Россия. Москва, "Русский Ребризер"
- Контактная информация:
Верное замечание. Именно по этому операцию выполняют когда лодка стоит на грунте. Опять же по данной ссылке можно прочитать, что случилось когда равновесие было нарушено.v_Alexey писал(а):Интерено, но тогда должно быть достаточно быстродействующий способ поддержания равновесного давления в отсеке и за бортом.
Иначе, учитывая соотношения объемов, ежели в отсеке давление немного упадет , или за бортом вырастет, в отсеке станет немного сыро
NDL Instructor, +7 (916) 670-05-74