Код: Выделить всё
Вказані дії містять порушення статті 298 Кримінального кодексу України: руйнування або пошкодження пам'яток - об'єктів культурної спадщини та самовільне проведення пошукових робіт (розділ 1: умисне незаконне знищення, руйнування або пошкодження пам'яток - об'єктів культурної спадщини).
Согласно статьи 35 Закона Украины «Об охране культурного наследия», все работы связанные с подводными объектами есть археологические исследования и регламентируются Открытым листом Института археологии НАН Украины, а так же разрешением Государственной службы охраны культурного наследия Украины…Згідно з статтею 35 Закону України "Про охорону культурної спадщини", всі роботи пов'язані з підводними об'єктами є археологічними дослідженнями і регламентуються Відкритим листом Інституту археології НАН України та дозволом Державної служби охорони культурної спадщини Мінкультури України в порядку визначеному Кабінетом Міністрів України.
Но, согласно Постановления Кабинета Министров 29 апреля 2002года, «Об утверждении государственной программы развития туризма на 2002-2010 годы, законами Украины «Об охране археологических наследства» «Об охране культурного наследия» разрешен доступ с целью осмотра и документирования (фото – видео кино съемок) подводного культурного наследия Украины без нарушения их физического состояния и изменения расположения. Согласно …. Подводные погружения (дайвинг) осуществляются под археологическим контролем, выполнение которого возложено на Департамент подводного наследия Украины.Але згідно з Постановою Кабінету Міністрів України від 29 квітня 2002 р. №583 "Про затвердження Державної програми розвитку туризму на 2002 - 2010 роки", законами України "Про охорону археологічної спадщини" та "Про охорону культурної спадщини", дозволяється відповідальний і нешкідливий доступ з метою спостереження або документування (фото-відео-кіно зйомок) підводної культурної спадщини України в галузі підводного туризму без порушення їх фізичного стану та зміни їх розташування. Згідно припису Державної служби охорони культурної спадщини України від 18.01.2006 р. №22-96/37 підводні освітньо-туристичні заходи (підводний туризм - дайвінг) здійснюються під археологічним наглядом, виконання якого покладено на Департамент підводної спадщини України.
Для этих целей создана организация «Укрдайвинг» и т.д.
Немного интервью:
Подводные глубины скрывают тысячи интереснейших объектов
"Черные археологи" беспощадно грабят не только курганы, но и затонувшие суда, поиском и регистрацией которых занимается департамент подводного наследия Института археологии. Находки заносятся в специальный госреестр, создана программа по их розыску. О ее выполнении, а также о тайнах подводного мира мы побеседовали с директором департамента Сергеем ВОРОНОВЫМ.
- Известно, что на земле непоправимый вред наносят ученым так называемые "черные археологи", грабящие исторические захоронения. А как на море?
- К сожалению, они промышляют и на воде. Причем дайверы уже работают на глубине до 100 м. К нам постоянно поступают сообщения от правоохранительных органов о пиратских промыслах, особенно в прибрежной зоне. (К "Армении" они еще не добрались, так как для погружения на глубину более 400 метров необходимы батискаф и специальное оборудование, да и пограничники контролируют ситуацию. Кстати, на дне недалеко от "Армении" лежит и пассажирский теплоход "Ленин", который 27 июля 1942 г. эвакуировал из Одессы несколько тысяч человек. Точная цифра до сих пор неизвестна, так как, по признанию спасшегося капитана, учет не велся. В послевоенное время стало известно, что суда шли конвоем - "Ленин", "Грузия" и "Ворошилов", на них было около 9 тыс. человек, а не на одном теплоходе, как считалось. Трофеи с затонувших кораблей оседают в частных коллекциях, служат украшением дач и особняков, вывозятся за рубеж.
Мы зафиксировали более 100 объектов, с которых сняты фрагменты вооружения, штурвалы, рынды, украдены даже вахтенные журналы и документация. Полностью разграблен германский транспортник "Санта Фе", который вез вооружение в Севастополь. Та же участь постигла "Юджей-102", затонувшего охотника за подлодками, "Волго-Дон", доставлявшего специальные грузы для вермахта, болгарский транспортник "Варна". Сухогруз "Буг" начали резать на металлолом. На грузовом судне "Цесаревич" времен Первой мировой войны отвинтили даже стулья и столы. На подводную лодку "Щ-208" ("Щука"), затонувшую у острова Змеиный, одесские дайверы уже продают билеты туристам и пишут в рекламе, что, дескать, можно отрывать себе на сувениры части оборудования лодки. А то, что в ней погибло около 60 человек, никого не волнует.
Поэтому чтобы опередить "черных археологов", нам приходится работать в спасательном режиме. Мы утвердили для дайверов и туристов первые отработанные нами девять затонувших объектов, к которым разрешено спускаться. Департамент совместно с тогдашней Гостурадминистрацией даже создали госучреждение "Укрдайвинг", дающее разрешения для фотографирования подводных памятников и ознакомления с объектами. Но беда в том, что у нас пока нет конкретных законов, регулирующих эти вопросы.