Перевод гуглом, с моими изменениями текста. Надеюсь более менее понятно:
Это было чистое совпадение, что Гельмут и я поднялись на борт "Red Sea Agressor 1" 26 октября. Когда мы вместе решили забронировать лайвборт по маршруту «Бразерс-Дедал-Эльфинстон» , на нескольких кораблях осталось только несколько мест, на единственно возможную для нас дату. Корабль имел очень хорошие отзывы на различных интернет-порталах. Оператор «Aggressor Adventures» имел хорошую репутацию - особенно за первоклассный сервис. Цитата с их домашней страницы: «... настоящие приключения на море мирового класса». О том, что эта поездка будет действительно "приключением", мы ещё не подозревали. Но вскоре после того, как мы поднялись на корабль, пришли первые мысли: «На самом деле, это совсем не мировой класс». Судно находилось в конце своего жизненного цикла. Наш унитаз например нужно было ремонтировать почти ежедневно, кондиционер в салоне время от времени выпадал, декор казался немного изношенным, ковры старые. Один из двух душей на палубе для погружений вышел из строя на второй день, система Nitrox - на третий день. Для команды всегда было что починить. Тем не менее никто из гостей не жаловался - и для этого тоже была причина.
Экипаж, без всякого сомнения, был всегда готов угодить гостям, команда была прекрасно подготовлена для этого. Еда была превосходной. При возвращении из погружения ещё не выплюнув регулятор ,а стюард уже протягивал чашку свежевыжатого сока каждому дайверу. Вам даже не нужно было надевать и снимать ласты самостоятельно. Это касалось и гидрокостюмов, их помогали снять и одеть.
И действительно уникально - особый сервисный бренд на дайв-кораблях Aggressor Adventures: как только гость снимает неопрен после погружения и принимает душ на палубе погружения, члену экипажа требуется менее пяти секунд, чтобы дать гостю приятно подогретое полотенце. Запас теплых полотенец никогда не иссякал. Они всегда доставались вовремя из сушилки. В этом отношении экипаж был действительно невероятно хорошо подготовлен. Но в предпоследний день поездки мы узнали, что, подготовка к жизненно важным вещам, была намного хуже.
Как обычно в начале сафари, для всех гостей конечно был проведён инструктаж по технике безопасности.
Забавно было потом смотреть видеообращение президента группы Агрессор. На домашней странице компании, сообщение генерального директора гласит: - «Одна из моих основных обязанностей - посещать лично наши пункты назначения (= корабли), чтобы обеспечить безопасность, качество и индивидуальное обслуживание, на котором мы построили свою репутацию».
Интересно когда он или один из его коллег были последний раз на Агрессоре 1, и то, что он там сделал, чтобы потвердить своё обещание.
Согласно информации нашего «туристического директора»/гида по дайвингу - судно было построено около двадцати лет назад, работало под названием «Suzana» в Египте, и было капитально перестроено и модернизировано четыре года назад для группы Агрессор.
После этого руководство объяснило основные меры безопасности на судне: спасательные жилеты расположены на верхней «солнечной палубе», спасательный круг и пункт сбора в задней части верхней палубы. На случай пожара есть детекторы дыма. Если вы их услышали, вы должны немедленно покинуть кабину и собраться на палубе. Для большинства пассажиров, у которых была каюта на нижней палубе, маршрут эвакуации ведет через лестницу к задней части главной палубы. Если этот путь эвакуации заблокирован, то в передней части, в кабине 1, есть аварийный люк. Он ведет в отсек экипажа и оттуда по лестнице на палубу, на носу корабля. Также было сказано: из-за пожарной опасности эксплуатировать электрооборудование и особенно зарядные устройства для батарей в кабинах нельзя, даже если вы не находитесь в кабине. Даже ночью, если вы спите, работа электрооборудования запрещена из-за опасности возгорания. Зарядные устройства могут использоваться только на специальном столе в задней части главной палубы. Он находился рядом с лестницей, ведущей с нижней палубы, в так называемый «Салон». Экипаж так же должен был круглосуточно держать пожарную вахту.
Но я могу поклясться, что никакой "пожарной вахты" не было. Я "сова" и обычно был последним гостем на лодке, который еще не спал. Чаще всего вечером я находился на "сан деке" рассматривая звездное небо или читая электронную книгу. Когда я спустился в первый же вечер, с верхней палубы, вниз к палубе погружения, пройдя через стеклянную дверь в салон, в сторону нижней палубы, и заметил, что там никого нет. Хорошая "пожарная вахта", - подумал я. Эта мысль снова пришла ко мне вечером 31 октября, когда я был последним, кто спустился по лестнице в каюту на нижней палубе. Это было около 11 часов вечера. На мне лежит тоже небольшая доля ответственности за бедствие. Я должен был разбудить кого-то из команды и указать на отсутствие кого либо на "пожарной вахте".
Но это сделал другой гость через 2 часа - что было к сожалению слишком поздно.
Я проснулся услышав шаги и приглушенные крики: «Огонь, Огонь!» Фактически, в воздухе был легкий жгучий запах, но не приятный запах костра, а скорее химический и неприятный. Я спросил моего соседа на второй койке, чувствует ли он запах гари, и он, проснувшись пробормотал: «Да, что-то там происходит».
Когда я высунул голову из двери кабины, я увидел дым в коридоре, и запах стал очень сильным. Я был безрассуден и снова вернулся в каюту. попытался найти мои очки. Без них я слеп, как крот. Я возился, искал их может быть 20, максимум 30 секунд, в поисках помогал мне и мой приятель, но затем я сказал: «Хер с ними, мы должны выбираться отсюда».
Когда мы снова вернулись в коридор, дыма стало намного больше. Я попробовал пройти через лестницу на корму, но на второй или третьей ступеньке жар на сверху стал невыносимым, дым стал сильно едким, и я услышал неприятное потрескивание горящих материалов над мной. Мы развернулись и стали двигать к носу, ко второму, запасному выходу. Гельмут, мой сосед по каюте - был прямо позади меня, позади него двигался кто-то еще, и до сегодняшнего дня мы не знаем, кто это был.
Мы добрались до спасательного люка, через который перед нами уже кто-то вылезал. Затем чьи-то руки втянули меня через люк в комнату. При бешеном темпе распространения дыма и огня, было ясно, что если бы мы вышли из кабины всего 30 секунд позже, мы тоже были бы мертвы. Другой гость, инженер по профессии и специалист по безопасности на промышленных предприятиях, позже объяснил: «У дыма был особенный запах горящего ПВХ-кабеля. Запах хлора. Такие кабели давно запрещены в промышленности, потому что выделяемый газ при горении оплётки кабеля приводит в кратчайшие сроки к потере сознания.
Когда все оставшиеся в живых были позже допрошены египетской полицией, произошла полная реконструкция последних минут происшествия. Первым проснулся гость в самой задней каюте, прямо у лестницы. Он почувствовал запах дыма, разбудил своего соседа по комнате и попытался (как и я позже) - использовать лестницу на корму.
Он поднялся всего на несколько ступенек выше меня и сказал, что видел сквозь густой дым интенсивное красное свечение, возможно, на той стороне, где стояла кофеварка, но, возможно и немного дальше правее, где находился стол для зарядки оборудования. Но даже тогда уже было невозможно выйти по этомому пути. Он повернулся и громко выкрикивая "огонь, огонь" побежал назад, в сторону запастного выхода. Должно быть, это был момент, когда я начал просыпаться. В конце коридора он открыл дверь в кабину 1, где находился запасной выход, и разбудил там гостей.
Когда он попытался открыть люк запасного выхода, он сдвинулся всего на пару сантиметров. Что-то блокировало люк. Он сильнее нажал, начал дёргать... и через несколько мгновений ему всё-же удалось с трудом открыть люк. Тут он заметил причину: на люке лежал матрас, а на нем спал член экипажа. Так проснулся в итоге первый член экипажа.
В какой-то момент между этим первым гостем и мной с Гельмутом, проснулся "туристический директор/гид по дайвингу" . Он находился в каюте нр.2, также на нижней палубе, на носу, рядом с запасным выходом. Никто не помнит, когда он точно вышел из кабины - во всяком случае это случилось точно до нас с Гельмутом.
Он мог успеть пробежать по коридору, открывая все двери кабин и предупредить пассажиров. Мы тоже к сожалению этого не сделали - но он-то должен был быть обучен реагировать в подобных ситуациях! Некоторые из нас припоминали, что второй дайв-гид помогал им выбираться с нижней палубы. Практически никто из выживших не обвиняют отдельных членов экипажа. Они могли делать в условиях кризиса только то, чему были обучены.
С первой секунды пробуждения и пятнадцать минут спустя (когда уже вся лодка загорелась от носа до кормы), ни один человек не услышал ни один звуковой сигнал от детектора дыма.
По этой причине умер человек.
Это была американская правительственная служащая, ветеран армии, размещенная в самой последней каюте. Не успела высохнуть пижама и нижнее бельё гостей, а на американских форумах по дайвингу появились сообщения, в которых хвалили героические усилия экипажа по спасению гостей - и утверждали, что она умерла, только потому, что она вернулась в кабину, чтобы взять свой ноутбук.
Мы не знаем, кто написал эту ерунду. Насколько мы (выжившие и свидетели) можем восстановить события, она и её соседка были практически в такой же ситуации, что и я с Гельмутом. Они проснулись одновременно с нами и пытались собрать какие-то вещи. Они находились, (не зная об этом) даже ближе к источнику огня, чем мы.
Должно быть, одна из двух женщин и была последней, кто двигался за Хельмутом и мной с нижней палубы. Ее соседка по комнате, колебалась слишком долго.... И как уже написано: нигде не было пожарной сигнализации.
Несколько пассажиров, чья каюта находилась на главной и верхней палубе, также проснулись и достигли палубы для дайвинга по единственно возможной лестнице. Там они увидели сквозь окна в салон только густой дым, а сзади ярко-красное свечение. Вскоре после них, первые члены экипажа прибыли туда и в течение одной или двух минут смогли спустить на воду Зодиак (лодку), которая находилась на верхней палубе, на корме.
Стоявшие на корме гости быстро попрыгали в Зодиак и сообщили экипажу, что, по-видимому, бортинженер все еще пытается открыть дверь в салон, вооруженный дыхательной маской и огнетушителем.
Он не мог знать, но это было ошибкой. Поскольку, как только он открыл дверь, тлеющий огонь получил свежий воздух, и все мгновенно оказалось в пылающем пламени. Через несколько секунд пламя охватило висящие сзади неопреновые костюмы, компенсаторы, остальное ...
Примерно в то же время мы с Хельмутом должны были проходить через запасной выход и лестницу на носу корабля. Оценить точно время в подобных ситуациях вряд ли возможно. Это могло занять всего минуту или две. Люди, сидящие в надувной лодке на корме и увидев нас, гначали громко кричать: «Прыгайте, прыгайте». Я ещё с трудом веря в ситуацию, прыгнул предпоследним. А чуть позже на корме взорвались первые баллоны.
В воде мы увидели одного из членов экипажа. Это было жутко. Он спасал свой чемодан плывя, тащив одной рукой за собой. Тем временем огонь быстро достиг носовой части корабля. Между нашим пробуждением и этим моментом прошло всего минут десять.
К счастью, мы бросили якорь недалеко от берега. Это должна была быть наша последняя ночь в море. Позади нас находился пришвартованый другой корабль - Emperor fleet. Должно быть там, тоже кто-то проснулся. Когда мы прыгали с корабля, они подняли якорь и начали отводить корабль из опасной зоны. Затем они спустили "зодиак" в воду и начали собирать нас. От имени всех, я хотел бы еще раз поблагодарить весь Emperor fleet и особенно эту команду и их пассажиров. Когда все выжившие на корабле прибыли и всех посчитали, стало очевидно, чтоодна женщина пропала без вести. Зодиаки провели более получаса в поисках у горящего судна. Напрасно.
Как нам сказали позже, «Агрессор Красного моря 1» горел ещё в течении всего дня, медленно дрейфуя в открытое море и в конечном итоге затонул на глубине около 200 метров.
В итоге: ни один детектор дыма не был рабочим, спящая команда корабля, заблокированный аварийный выход. Врядли можно допустить ещё больше ошибок. С чисто юридической точки зрения, вероятно, будет доказано, что только владелец лодки несет ответственность, если вообще её несет.
Хотя существует строгий, унифицированный «брендинг» для всего "Имераторского флота", и все корабли рекламируются из США, у них всех разные владельцы по всему миру. Это своего рода франчайзинговый бизнес. Но если такая компания эксплуатирует свой флот на основе глобально согласованных стандартов - (теплые полотенца) - если вы пишете логотипы и торговые марки компаний на судах, и если генеральный директор заявляет, что посещает все предлагаемые пункты назначения (корабли), чтобы обеспечить согласованные стандарты - тогда он имеет также несут ответственность за очевидное отсутствие стандартов безопасности.
Даже в последующие дни никто не пробовал спасать репутацию этой компании.
Экипаж же и гости корабля "Императорской группы" которая подобрала нас, были напротив очень дружелюбны и подарила некоторым из нас футболки, некоторым шорты, раздавала горячие напитки. Это было просто приятно. После того, как ещё до рассвета, корабль доставил нас в порт Марса-Алам, мы провели ещё несколько часов в офисе таможни и морской полиции, в подаренном, но мокром белье, которое достаточно медленно сохло.
В какой-то момент появился египетский представитель "Агрессора". И хотя где-то поблизости должно было бы быть хорошо укомплектованный склад с бельем - (на каждом из двух еженедельных рейсов, фирменная одежда продается в качестве сувенира ) он не подумал о сухой одежде для нас.
Зато он додумался отправить нас в соседний отель, где менеджер магазина отеля подарил нам очередные футболки и шорты. Только вечером второго дня после катастрофы мы начали чувствовать, что "Agressor group" заботится о нас. В автобусе нас отвезли в в посольствo в Каир, где мы получили новые документы и визы, ещё позаботились о обратных рейсах и пообещали покрыть наши материальные потери страховкой.
Плюс возмещение стоимости поездки и - (кто бы мог подумать) - ваучер на другое "приключенческое" путешествие с Агрессором.
Представитель фирмы из Соединенных Штатов действительно, как оказалось, начал эффективно работать. Он представился Дэвидом, директором по маркетингу компании. На домашней странице компании я правда не смог найти его в рубрике «Сотрудники».
Многие выжившие пытались рассказать ему, что на самом деле произошло на лодке. Все сообщают, что он энергично заблокировал всю дискуссию. Наконец, в последний вечер в Каире мне удалось дать Дэвиду короткую версию этого отчета. Он казался ошеломленным. Тем не менее, никому из оставшихся в живых до сегодняшнего дня, никто не принес никаких реальных извинений. Извинились только лишь за «трагическую» катастрофу, но не за недееспособность ответственных лиц. Вместо извинений лишь ваучер на новое "приключение".
Уроки, извлеченные из этого - как оператор лодки и клиент: работают ли детекторы дыма? Ночью в море и на якоре бодрствует хотя бы один член экипажа? Аварийные выходы свободны и быстро проходимы?
Не верь заверениям! Проверь сам! Если есть сомнения, предупредите экипаж о проблемах безопасности! И последнее по порядку, но не по значению: всегда рядом с кроватью непромокаемая сумка с паспортом, кредитной картой, смартфоном и, возможно, очками! Пригодный для путешествий, мобильный детектор дыма тоже наверное не помешает.
В консультации с другими выжившими я написал этот отчет, который насколько мне известно, должен быть переведен на языки пострадавших и распространен по всему миру. Я прошу прощения за опечатки, мои запасные очки не соответствуют немного моему зрению. Каждая деталь отчёта засвидетельствована свидетелями и может быть приведена к присяге в случае необходимости. Текст, если он не изменен, может быть переслан - без авторских прав - и опубликован в некоммерческих СМИ по всему миру. Для частичного цитирования или публикации в коммерческих СМИ мое согласие обязательно.
Майкл Хоубен от 05.11.2019
mail@mhouben.de