Разведывательное погружение на 240м в пещере Sra Keow

Обсуждаются вопросы технического дайвинга, многосмесевых и декомпрессионных погружений, погружений в надголовные среды, использование ребризеров, вопросы безопасности и любые другие технически сложные вопросы.

Модераторы: трофи, Максим Васильев, KWAK, DukeSS

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
lineus
Участник
Сообщения: 270
Зарегистрирован: 22-11-2005 04:57
Откуда: Charlotte, NC, USA - St.-Peterburg, Russia
Контактная информация:

#1 Сообщение Добавлено: 12-03-2007 23:37 Заголовок сообщения: Разведывательное погружение на 240м в пещере Sra Keow

18 февраля 2007 года, Ben Reymenants (Mixed-Gas Open Circuit) и Cedric Verdier (Mixed-gas ISC Megalodon CCR)

Изображение

Оригинальный отчет одного из участников (Бена) опубликован тут http://thedecostop.com/forums/showthrea ... 743&page=4 Перевод и кросспостинг с разрешения автора.

____________________________________________________________

Примечание: данное погружение потребовало усилий большой группы людей и много логистики. Перед погружением было принято соглашение, что наибольшая достигнутая глубина, кем бы она не была достигнута, будет результатом всей команды. Цель погружения состояла в обнаружении начала пещеры или ее дна, а не достижении рекордной глубины.

Пещерная система Sra Keow http://cedricverdier.com/img/SraKeow.jpg отличается от других пещер Таиланда, в ней отсутствуют сталактитовые и сталагмитовые образования глубже 40 метров, но есть признаки эрозии. Если бы вы неподвижно зависли около входа, то заметили бы очень спокойный поток, вытекающий из пещеры. Разговор с геологом возбудил наше любопытство: « О, эти пещеры могут уходить далеко за 300 м глубины» Восьмидесятиметровые белые скальные стенки возвышаются по краям небольшого пруда. Сам по себе пруд не больше среднего приусадебного участка и является излюбленным местом водопоя для проходящих мимо слонов. Местные таитяне знают, что это вход в большую пещерную систему, соединяющийся с другим прудом на большой глубине.

Маурицио и Eefje изо всех сил пытаются прочитать записку, которую послал Седрик. Мое сердце подбирается к горлу.. если Седрик использовал любой из его запасных газов, то мне придется вылезать из моего 80-ти килограммового снаряжения и снова начинать мешать газы.

240 М ПЛОХАЯ ВИДИМОСТЬ, ВЕРЕВКА ЗАПУТАЛАСЬ, СКАЖИ БЕНУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ 186 М ЛИНЬ

Не очень уверен, что из этого следует, и немного беспокоюсь, узнав о том, что донные газы не тронуты. Седрик доберется до колокола самостоятельно, используя Мегалодон CCR.. почти подвиг. Слон бы более изящно шагнул в воду, чем я.. быстро исчезаю в мутном водоеме. На глубине 12 м, где видимость падает до 1 м, начинается пещера. Ряды декомпрессионных баллонов проплывают мимо по мере того, как я быстро падаю. Мельком через ил я замечаю Седрика на глубине около 30 метров. Всего через 4 минуты я прохожу отметку в 60 м и немного позже переключаюсь на мой последний промежуточный тримикс, который Седрик оставил для меня. Видимость улучшается, угол падения становится круче, а работа ластами для поддержания диагонального спуска легче. Сталактиты пропали, и текущая вода сотворила подлинно художественное произведение на известняковых стенах. Даже с моим HID Green Force фонарем, дальняя стена остается черной дырой.

Спуск теперь становится практически вертикальным, и звук моего тяжелого дыхания замещается глухими ударами сердца в ушах. Магическая отметка 150 м…

Я пытался достичь этой отметки тремя днями позже, но не смог из-за медленного спуска и работы по размещению баллонов на 108 метрах. Седрик предупредил меня, что большой пик на 150 метрах является последней приемлемой точкой привязки при спуске, а дальше идут всего лишь напластования мелких камней с концом линя на 186 метрах. В течение трех последних дней мы усиленно мозговали над тем, как проложить основной спусковой линь от 150 метров, не потеряв дорогую катушку, а подвесив на нее груз не взирая ни на что. В конце концов, мы решили, что Седрик подвяжет утяжеленную шпульку на отметке в 150 м, не обращая внимания на старый линь, и спустится со шпулькой на его максимальную глубину, оставит ее, закрепленной бандажем с химическим светоэлементом на случай, если мне удастся погрузиться глубже.

150-тиметровая точка подвязки оказывается меньше, чем я представлял, нахожу шпульку, утяжеленный линь уходит вниз и в порядка 20 м аккруратно завязанной веревки все прикреплено к основному линю. Выглядит не особо хорошо, и я следую по старому линю, который идет у потолка несколько метров до того, как отвесно спадает в глубину по направлению к противоположной стене. Я следую по нему до 185 метров, где он заканчивается обычным соединением с простым ненатянутым узлом. Не особо много, но это все что у меня есть. Я подвязываю мою катушку OMS к старому линю и молюсь кому бы то ни было, чтобы она продержалась всего лишь несколько минут. Разблокирую катушку, стравливаю газ из компенсатора и начинаю падать, наступает темнота. Стены теперь исчезли, и единственные оставшиеся зрительные ориентиры - это медленно вращающаяся перед глазами катушка и ярко желтый ботом-таймер F1. Мой Suunto Vytec заснул со 150 метров.. Какого черта я тут делаю?
Около 190 м внезапно появляется нервный синдром высокого давления.. 85% гелия и быстрое погружение заставляют мои руки трястись, и я чувствую дрожь вдоль позвоночника. У меня нет манометра из-за риска его взрыва, изолятор манифолда на спарке закрыт, и как только затруднится дыхание, я открою изолятор и начну всплытие.
210 метров, дрожь в руках становится сильнее, и я начинаю сомневаться, что смогу открыть изолятор манифолда на спине. Решаю открыть его сейчас, полностью выдышать третий запасной баллон и тогда всплывать. Очень сильный звук во время выравнивания давления в баллонах. Внезапно меня что-то ударяет… Одна из стенок незаметно приблизилась и я отскочил от нее рикошетом. Работая ластами, чтобы восстановить баланс, через несколько секунд я отрикошетил от стены по левую руку. Это пещера такая узкая, или я окончательно потерял ориентацию? Я могу видеть только стену цвета охры с явными признаками эрозии, а остальное - чернота. Поднимаю глаза наверх и вижу большое облако пыли, следующее за мной. Глубиномер показывает 230 метров и 24 минуты общего времени погружения. Кажется, все идет хорошо. В последующую минуту все происходит очень быстро. Я натолкнулся на грязный откос и почти опрокинулся. Несколько гребков ластами снимают меня с откоса, и следует другое падение прямо вниз. В голове мелькает чувство падения в гигантское пуховое одеяло. Дно состоит из мелкого желтого ила, и очень изящно я погружаюсь в него по колено, полностью останавливаясь. Глубиномер показывает 240 метров. Я огладываюсь, дно выглядит плоским, может быть немного наклонным, но я не вижу другой точки посадки. Я вижу три стены, ограничивающие пространство, но дальний конец остается темным. Ил начинает подниматься к груди и инстинкт говорит мне, что пора возвращаться. Я смотрю на мою дорогую катушку OMS, которая была моим верным напарником многие годы. Я никаким образом не смогу смотать ее, когда руки так трясутся. Застопориваю ее, начинаю надувать компенсатор и медленно освобождаюсь из грязи, оставляя след, похожий на след небольшого космического шатла.
«Медленное всплытие, медленное дыхание, медленное всплытие, медленное дыхание» - продолжаю повторять себе. Будучи загипнотизированным цифрами на глубиномере, минуты выглядят как часы, когда линь скользит у меня в руках по пути наверх. Моя первая остановка на 186 метрах, как раз у моей подвязки, на которую я смотрю и все еще не могу поверить, что я доверился такому маленькому кусочку веревки с непрочным узлом. Я подобрал оставленную Седриком на 150 м в качестве сувенира катушку. «Бип».. ясный голубой экран моего Vytec’a возвращается к жизни. Я добрался до первой группы стедж-баллонов на 108 метрах. Они оставались там в течение трех дней и покрылись тонким коричневым слоем пыли. В загубнике сидели несколько креветок, и быстро протерев его, я отправил это лакомство в рот. Остаток всплытия проходит гладко, пока я не достигаю Т-образной развилки на 80 метрах. Сначала я вижу красную стрелку, потом смотрю на желтую. Из-за моего яркого фонаря красные цвета все еще пляшут на роговице, превращая желтый цвет в красный. Сбивает с толку..
Прибываю на 66 м и не вижу баллонов. Сердце замирает… Я повернул не туда на развилке? Я уверен, что последовал по желтой стрелке, а не по красной. Красная ведет к другому пруду без деко баллонов и колокола. Я подвсплыл еще на метр, видимость около 1 метра.. на 64 метрах я ударился головой о баллоны. Ил за прошлые три дня полностью покрыл их, создав превосходный пещерный камуфляж. Я снова в хорошем настроении, вычищаю из второй ступени пол фунта грязи и креветок и начинаю дышать декогазом.

Я переключаюсь с 14/70 смеси на 21/50.. через 30 секунд начинает кружиться голова. Коридор в этом месте пещеры достаточно узкий и, борясь со своими баллонами, я понизил видимость до 10 см. Головокружение усиливается, и я убежден, что испытываю приступ ДКБ внутреннего уха из-за азотной нагрузки на него. Если это ухудшится, то я рискую утонуть в собственных рвотных массах.
Не сегодня.. Переключаюсь обратно на смесь 14/70 и чудесным образом головокружение пропадает… и что теперь? Я не могу продолжать дышать этой смесью так как сорву расписание декомпрессии, что приведет к ДКБ, да и смесь по-любому скоро кончится… Я выбираю коктейль и начинаю чередовать регуляторы каждые пять вдохов, кажется, это работает, через 10 минут у меня получается дышать смесью 21/50 с более или менее стабилизировавшимся головокружением.
Я следую моему дайв-плану на 250 м за пределами консерватизма и просто потому, что нет плана на 240 м. Команда на поверхности предполагает наиболее глубокий план на 270 м. Я был не так глубоко и недолго, поэтому не ожидаю Маурицио, моего глубоководного саппорт-дайвера, до 50 м. Это ставит меня в несколько проблематичное положение, так как нет никого, кто мог бы взять мои стейдж-баллоны, и мне приходится пристегивать их на себя. Пять баллонов на спине, два слева, два справа, два на спарке справа, плюс еще один баллон, из которого дышу, толкаю перед собой вдоль линя… это немного чересчур, и мне срочно надо упорядочить мои газы и провести инвентаризацию.
На 50 м появляется мой спаситель, всучивает мне в руки слейт с множеством вопросов, и я становлюсь на 6 баллонов легче. В спешке мы теряем один баллон, который я обнаружу позже под потолком. Пресноводные креветки, кажется, включили бельгийского дайвера в меню на сегодняшний вечер и находят маленькие дырочки у перчаток и шлема, чтобы поклевывать тело. Достигаю 39 м и вижу следующую декостанцию с 3-мя баллонами. Несколькими часами позже появляется 21 метровая остановка, и я снова перегружен, толкаю 4 баллона перед собой и тащу 9 баллонов на каждом D-кольце подвески. Надеюсь, Лорент появится быстро.

Лоренту требуется две ходки, чтобы доставить все баллоны на поверхность, и через 5 часов я наконец достигаю 12 метровой остановки. Креветки повсюду. Креветка-дежурный-повар обращает внимание на то, что губы дайвера самые вкусные, и в мои попытках стереть их я теряю дайв-план. Мой запасной план не читаем, так как я проткнул дырки в ламинате, и его залило. Мне холодно, кружится голова, хочется есть и я ничего не вижу. На поверхности дети начали играть в пруду, и каждый раз, когда кто-то из них прыгает, на меня оседает облако ила.
В конце концов, я закончил свою последнюю остановку и залез в колокол, вылез из своего снаряжения и сел рядом с улыбающимся Седриком, который уже сидит тут три часа.

Изображение

Я вклинил себя на примитивное сиденье, пока Седрик кормил меня с ложечки горячим супом, доставленным командой с поверхности. I feel like s h i t. Мне трудно говорить, колени болят, голова кружится, и желудок завязан в узел.
«Дно на 240 метрах, а?» - спросил я Седрика.. Он посмотрел на меня большими глазами и спросил: «Ты видел дно???»
Я озадачен.. Седрик видит смущение у меня на лице и поясняет: «Не видел дна.. я привязал шпульку к камню на 150 м, начал спускаться и внезапно весь линь вместе с камнем упал позади меня. Я поймал основной линь, пока он не исчез, всплыл, сделал новую подвязку и смотал весь свободный линь в узел. Я дошел до 186 м, но потратил больше планируемого времени на этой глубине, и поэтому использовал декомпресиионный план на 240 м.

Не могу в это поверить… если бы он потерял основной линь, это бы означало непременную смерть для него, нет шанса снова найти выходной коридор. Чтобы я не запутался, он превысил разрешенное время, сматывая эту веревку. Он остается почти на полчаса дольше в колоколе, чтобы компенсировать это. Мы доедаем наш суп и выдавливаем картофельное пюре из полиэтиленовых пакетов, дыша при этом 80% нитроксом из спущенных с поверхности регуляторов… со вкусом ПВХ.. замечательно. Креветки также подкармливаются на наших погруженных коленках в колоколе, проявляя серьезный интерес к клапану уринатора на моем сухом костюме O’Three. Через некоторое время химические источники света начинают капать люминесцирующей жидкостью в воду колокола, создавая видимость, подобную планктону. Определенно им не нравится давление, даже будучи наполненными жидкостью; небольшие пузырьки воздуха внутри приводят к тому, что они лопаются. Почти сразу все наши карманы и снаряжение светятся в темноте. Не токсичны ли эти штуки?

Я читаю журналы, доедаю пюре и через три часа наконец-то моя очередь. Люба, наш спецфизиолог, появляется препроводить меня из колокола в полнолицевой маске. Как только мы подвсплываем, мои колени начинают болеть. Я жду несколько минут пока боль утихнет, но как только всплываю еще на метр, боль возвращается. В итоге путь до поверхности занимает около 15 минут, и я плаваю на поверхности еще полчаса, чтобы дать боли уйти перед тем, как вернуться к гравитации… место погружения в беспорядке, везде баллоны, шланги слева и справа, костюмы, ласты, коробки из под еды и т.д. Сверкает молния, и через несколько секунд начинается проливной дождь. Должно быть, я расстроил богов пещеры.. Это должен быть сухой сезон..
Я возвращаюсь в Пхукет около часа ночи на траке, полном покрытым грязью снаряжения, в убеждении что я никогда снова не буду нырять в такой ужасной пещере… или буду?
Я использовал Z-planner и ОС для этого погружения с 60% консерватизмом. Полагаю, что появление азота в неглубокой области <70 м было все же достаточно агрессивным и могло бы быть уменьшено, поддерживая азотно-гелиевый баланс постоянным и только повышая PPO2.

Всего хорошего,
Бен

____________________________________________________________

Дополнительные детали:
http://www.cedricverdier.com/expeditions/caveexpe.php
http://thedecostop.com/forums/showthread.php?t=23250
http://www.deepcult.com/

Фотографии http://www.cedricverdier.com/srakeow/srakeow.php
____________________________________________________________

Дисклаймер: уважаемые, я постарался сделать перевод наиболее близким к оригинальному тексту, но не претендую на роль профессионального художественного переводчика, тут уж извиняйте (тем более, что переводил в спешке на работе). Некоторые слэнговые термины типа "tie-off" (переводил как "подвязка" последующего линя к существующему) могут выглядеть не очень корректно. Если у общественности, хорошо знакомой с пещерами и английским, возникнут принципиальные замечания, с удовольствием подкорректирую текст.
Paranoia is total awareness

ВиТим
Джентльмен форума
Сообщения: 7420
Зарегистрирован: 27-01-2004 12:01

#3 Сообщение Добавлено: 13-03-2007 23:40 Заголовок сообщения:

Спасибо. Прочитал с большим интересом. Очень живо представил себе ситуацию, когда на 66 метрах он не обнаружил баллоны. :roll:

Ответить