Четыре года назад в этот штрек нырял Максим Кузнецов. Результатом его погружений стал рассказ "За мной никто не придет" http://www.nereis.ru/pdf/054-067_Bel-more.pdf
Изначально мы собирались ехать на Баренцево море, но, волею судьбы, оказались на Белом море в очень уютном и гостеприимном дайвцентре у Александра Чернобельского.
На Белом море, даже во время полярного дня, глубже 15 метров наступает темная ночь. Однако, при наличии хорошего света, на глубине открывается удивительно красивая жизнь.
Мягкие кораллы, актинии, звезды, креветки и прочая жизнь прекрасно себя чувствуют в далеко не теплой воде. Отдельного упоминания заслуживает создание, называемое "Морской ангел". Только ради того, чтобы увидеть это чудо природы стОит ехать на Белое море.
Минимальная температура, зафиксированная моим боттом-таймером на глубине 45 метров составила минус 0,9 градуса

Совершенно случайно мы узнали, что карьеры из рассказа Максима Кузнецова находятся в пяти минутах езды от дайвцентра.
Первое погружение было разведочным. Сначала мы с Сергеем прошли по небольшому штреку в противоположенной от входа стене. Ее протяженность составляет около 30 метров, затем на ближней стене нашли ходовик, идущий вниз и по нему спустились до отметки в -18,5 метров ко входу в большой штрек. Начиная с 15 метров глубины наступает ночь, и температура воды снижается до +4 градусов. Ходовик спускается по стене и, после обвязки на камне около входа, уходит внутрь по левой стене штрека.
Старожилы говорят, что раньше, когда карьеры работали, по этому каналу можно было пройти из одного карьера в другой. Но, вспоминая рассказ Максима, мы большое внимание уделяли потолку, ожидая появления вертикальной штольни над завалом из бревен.
Примерно через 10 метров от входа на нашем пути появляется загородка из досок, в которой, впрочем, есть брешь, вполне достаточная для проплывания со спаркой. Еще через 20 метров такая же загородка показывает нам вход в тупиковую ветку, длиной около 5 метров. Странно только, что на схеме Максима эта ветка слева, а мы ее видели справа по ходу внутрь. Может быть это разные ветки? Тоннель делает несколько некрутых поворотов, ходовик перемещается к другой стене и заканчивается привязкой к металлической палке, похожей на лом. Еще одна странность – привязка выглядит так, как будто катушку разматывали изнутри штрека к выходу.
Для первого погружения достаточно. Возвращаемся назад. Группа поддержки, отбиваясь от яростных атак комариного племени, очень рада нашему возвращению.
Созваниваемся с Максимом Кузнецовым, он говорит, что он обследовал левое направление от привязки и рекомендует нам быть предельно внимательными. Решаем заняться обследованием правой стороны от привязки. Сергей меняет основной свет на 36-Ваттный HID, любезно предоставленный Loki. Договариваемся, что я иду первым и мотаю катушку с ходовиком а также фиксирую глубины и температуру, а Сергей с компасом засекает направления. Так как ни кислорода, ни найтрокса на данный момент нет, а погружение в штрек будет третьим за день, планируем погружение с минимальной декомпрессией.
На следующий день делаем два погружения с группой в Белом море, забиваем спарки и едем на карьер. Полчища комаров ускоряют процесс одевания, некоторым из них суждено стать дайверами внутри сухого костюма. Группы поддержки в этот раз нет, на поверхности нас будет ждать только Саша Чернобельский.
Погружаемся в карьер, быстро, но осторожно доходим до конца ходовика Максима, привязываемся своей катушкой и начинаем обследование штрека по «правой руке». Два мощных HIDа едва пробивают бурую муть. От места привязки по полу штрека идут хорошо сохранившиеся деревянные мостки. Метров через 70 мостки заканчиваются и тоннель разветвляется. Идем направо – через 10 метров тупик, сматывая катушку, возвращаемся к ближайшему правому повороту. После поворота проходим около 20 метров – снова тупик. Пытаюсь найти место для привязки, но ничего подходящего нет. Возвращаемся к окончанию мостков, обрезаю и привязываю конец ходовика к относительно прочной доске, идем к выходу.
Осталась необследованной левая сторона от развилки и еще одно ответвление влево, которое Сергей заметил метрах в 20 от нашей привязки.
Глубина штрека достаточно стабильна и колеблется в диапазоне 18-20 метров. Температура воды +4 градуса. На дне небольшой слой ила, укрытый черной пленкой органических отложений толщиной около 1см. Эта пленка очень непрочна и разделяется на кусочки даже от легчайшего движения воды. Впрочем кусочки довольно быстро оседают на дно и дополнительной мути практически не образуется. В районе мостков и развилки с потолка свисают черные длинные нити, которые легко разрушаются при движении, но создают ощущение продирания через черную паутину. Прозрачность сильно менятеся в зависимости от слоя воды от 1 метра до 3-5 метров. Около дна висит постоянная мелкодисперсная взвесь, но, если плыть под потолком, то видимость значительно лучше. Однако из под потолка не видно ходовика и можно пропустить ответвление.
Короткую декомпрессию отвисаем, осматривая карьер сверху, там есть на что посмотреть – старинное горное оборудование, рельсы, круто уходящие к поверхности в дальнем углу карьера, лестницы из массивного бруса, вагонетки…
Засечь направления штрека, к сожалению, не получилось, так как Сергей разместил компас вплотную к VR3 и большая масса металла сбивала показания компаса. Фонари HID 24W и 36W от Барри Миллера уверенно пробивали муть. Для работы в подобных условиях пока HIDам нет равных. Привычно хорошо отработали регуляторы Legend, настроенные для погружений в холодной воде.
Исследование штреков не завершено и мы обязательно приедем в гостеприимный дайвцентр Нереис к Александру Чернобельскому, чтобы понырять на Белом море, полюбоваться на Морского ангела и продолжить прохождение тоннелей между карьерами.
Дополнительные материалы о карьерах можно посмотреть здесь: http://diveforum.spb.ru/viewtopic.php?p=56601#56601
Часть фотографий Loki из нашей поездки на Белое и Баренцево моря лежит здесь: http://picasaweb.google.ru/Loki1169/rbaDiG