
Часть 1. Добраться до Борнео
Итак, сбылась мечта иди… увлеченного дайвера!

Перелет Мск – Дубай компанией Emirates длится 5 часов и проходит в комфортных условиях – Боинг 777-300ER, место у окна, кормят, как всегда, хорошо; при посадке включаю forward camera в персональном мониторе и наблюдаю за посадкой. Приземлились примерно в 11 вечера и вышли в 3-й терминал. В этом терминале я впервые. Огромный полупустой сарай, много кресел, на которых можно устроиться полулежа или практически лежа, в зависимости от роста. Покупаю 0,75 воды и устраиваюсь с достаточным комфортом, тем более что ждать недолго – в 03.10 вылет в Куала-Лумпур (КЛ). Ближе к часу ночи большинство кресел оказываются занятыми, но около двух часов опять много свободных.
Перелет Дубай – КЛ: около 7 часов, тот же тип Боинга, кормят 2 раза и так же достойно. В полете выдают бланки, которые нужно заполнить для предъявления малазийским погранцам и таможенникам. Судя по тому, что на земле изрядная доля пассажиров заполняла бланки, далеко не все авиакомпании ввели этот стандарт. В общем, Emirates на высоте!
Прибываем в столицу Малайзии в два часа дня местного времени. Граница, багаж, таможня – все очень быстро. Вообще в этом длинном путешествии отрезки «граница-багаж-таможня» проходили очень гладко, даже в ДМД. Один только раз на обратном пути в Маниле ждал багаж порядка 30 мин, это уже было долго

Теперь про местные деньги и их курс. В аэропорту доллары меняли по 3,50-3,51 RM/$, в городе (в башнях) по 3,54. При расчете долларовой картой мой банк проводил транзакции по 3,60.
Такси на вокзале KL Central существуют двух типов: премьер и бюджетные. Убоявшись, что в бюджетном такси может не быть кондея, подхожу к стойке премьер такси, говорю, куда ехать, плачу 20 RM и через 12-15 мин подъезжаю к своему отелю.
В КЛ я остановился на сутки в отеле Corus Hotel Kuala Lumpur в номере де люкс – самый дешевый в этом отеле http://www.corushotelkl.com/ Это был удачный выбор. Отель на твердые 4 европейские звезды с переходами на 5 по многим позициям. Расположен в самом центре, минуты четыре неспешным шагом до Башен. Внутри номера все супер за исключением одной мелочи: душ без шланга. Т.е. головку душа можно немного повертеть, но в основном приходиться вертеться самому. Впрочем, в Азиатско-Тихоокеанском регионе шланг в душе вообще большая редкость. И стоило мне все это
удовольствие 240 RM со всеми таксами и сборами, то есть меньше 70$. Это без завтрака, который обошелся в 23 RM. Забукировал я этот номер в середине декабря по одной из многочисленных промоушн акций, которые на их сайте постоянно. Сейчас пишу отчет, открыл их сайт, опять какие-то акции.
После заселения двинулся в Аквариум (Aquaria). Находится он тоже в районе Башен, а весь этот комплекс во главе с башнями Petronas называется KLCC (Kuala Lumpur City Centre), эта аббревиатура часто встречается в центре КЛ. Что сказать об Аквариуме в КЛ? Небольшой, можно обойти, не торопясь, за 25-30 мин. Но пара любопытных моментов в памяти отложилась. В первой части экспозиции запомнилась агромадная жаба. На табличке было написано, что максимальный размер такой зверюги 17,5 см. На мой взгляд, этот экземпляр и был примерно таких размеров. Теперь я знаю, как выглядит жаба у меня внутри, когда мне предлагают товар или услугу при явном несоответствии цены качеству


Ужин в Корусе, как и ланч, имеет одну маленькую особенность, о которой я узнал уже после того, как забукировал этот отель – спасибо форуму Винского. Стоит ужин шведский стол 78 RM, но постояльцам отеля скидка 50%, прочитал об этом на форуме за сутки до вылета. Спускаюсь к ужину, спрашиваю у местного стаффа: любезная, а сколько стоит откушать в вашем уважаемом заведении? На что она отвечает: 78 RM и дальше следует МХАТовская пауза, Станиславский отдыхает с сигаретой в уголке. Но и я не спешу удовлетворенно кивать головой, ибо обладаю информацией с вышеупомянутого форума. Наконец, пауза заканчивается (еще даже не рассвело


После ужина по плану была телебашня Менара, наблюдение за закатом в КЛ со смотровой площадки, потом прогулка возле освещенных Башен. Но ночь почти без сна и замечательный сытный ужин сделали свое дело, и я слом… э-э-э… перешел к плану Б – завалился спать еще до 7 вечера по местному времени.
Утром в 7-30 после завтрака захожу в Башни, 10 (!) минут расспросов и поисков очереди, и в 7-40 занимаю очередь, чтобы попасть на смотровую площадку – мостик, соединяющий башни в районе 45 этажа. Передо мной 120-150 человек, нормально. К моменту начала выдачи талончиков на вход (8-30) очередь уже 400-500 человек. Рядом со стойкой выдачи талончиков горит табло, показывающее время посещения, на которое сейчас выдаются талоны. Примерно до 8-55 талоны выдавались на 9-00, человек за 10-15 до меня начали выдавать на 9-15, в т.ч. и мне. А вот следом косяком пошли организованные группы с экскурсоводами, естественно, без очереди. Дальше хронометраж был примерно такой: в 9-15, когда наша группа заходила внутрь, уже на табло значилось 9-45, а когда мы покидали это заведение в 9-35, на табло уже было 11-45. Вывод: если попасть в первые 100-150 человек, все мероприятие займет вместе с ожиданием в очереди порядка двух часов, и весь день свободен. Позже – как получится

В 14-20 у меня самолет а/к Malaysia Airlines КЛ – Тавау. И что приятно, вылет не из отдельного терминала для лоу-кост компаний, а из основного терминала Kuala Lumpur International Airport. Еще приятнее, что сдать багаж можно на вокзале KL Central перед посадкой на монорельс до KLIA. И уж совсем радует душу и карман тот факт, что норма бесплатного провоза багажа 20 кг

Несколько слов про KLIA. Думаю, этот аэропорт по-прежнему и по праву занимает одно из самых топовых мест в списке лучших а/п мира. Большой, удобный, светлый, чистый, малолюдный и малошумный. Такая деталь: после прохода погранцов маленьких телег для ручной клади навалом везде и всюду (в ДубаЯх есть места, где их надо искать…).
Сделал для себя краткие выводы про Куала Лумпур. Это город, куда хочется вернуться. Здесь много интересных для туриста мест, доброжелательное местное население, разумное соотношение цена/качество на большинство товаров и услуг. Ну и, чтобы уж не было одной розовой краски, добавлю: с таксистами имеет смысл торговаться, а на вопрос «как пройти» вы не всегда получите самый точный ответ, зато всегда с улыбкой. В общем, идея вернуться в Малайзию и в КЛ в частности, зафиксирована в голове и прибита там медными гвоздями соткой


Меньше трех часов полета на Боинге-737-400, и вот уже посадка в Тавау. Так как это провинция Сабах, то есть островная часть Малайзии (остров Борнео), то в аэропорту стоят будки с надписью «immigration». В паспорте никаких штампов не ставят, а вот часть бланка, оставленного в паспорте континентальными погранцами, забирают. Так что сами эти бумажки не выкидывайте

Останавливаемся у ДЦ, и пошла стандартная процедура: идентификация клиента, уточнение графика нырялки, развешивание, раскладывание, прикручивание шняги.
УзнаЮ, что завтра ныряем на Мабуле/Капалаи, быть в ДЦ в 7-50, с собой иметь питьевую воду и крем от загара. Мой отель в 7-8 минутах ходьбы, с изрядно полегчавшим багажом добраться нет проблем.
Часть 2. Нырялка на Сипадане и других островах - ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ