Парадокс цен, ценников и выбора
Модераторы: трофи, KWAK, DukeSS
- ico
- Активный участник
- Сообщения: 4628
- Зарегистрирован: 12-09-2007 11:46
- Откуда: оттуда
- Контактная информация:
--------------------------------------------------------------------------
Парадокс фразы «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи» базируется на довольно убогом представлении о том, что увеличение цены на продукт неизменно влечет повышение качества продукта. Поскольку сейчас это уже давно не так (и трудно сказать, было ли так когда-нибудь), то верят в подобное чудо ныне только дети и пижоны. А потому логичным финалом такого мировоззрения является известный анекдот из 90-х о галстуке, который за углом на полсотни баксов дороже.
В человеческой природе, однако, заложена настоятельная потребность отыскивать линейные зависимости между затратами – денежными или душевными – и результатом; именно отсюда берет свое начало то известное заблуждение, согласно которому сложные для понимания произведения искусства объявляются лучшими по сравнению с простыми. Невелик труд, как известно, перышком чирикать, а ты поди под паровозом поползай. Но это еще полбеды: гораздо хуже, когда затраченные на постижение усилия ставят искусство в положение должника, который обязан за труды наши отдать сполна; отсюда остается сделать один-единственный шаг до деления искусства на хорошее и плохое по тому принципу, когда под хорошим понимается то, на которое мы согласны тратить силы, а под плохим – когда нет. Причем «нет» может быть самое разное: не хватает времени, не хватает подготовки; просто не нравится, наконец.
Тут, однако, возникает вопрос, как отличить хорошее искусство от плохого, если плохого, по вышеприведенной причине, не пробовали? Собственно, ответ очевиден. Плохое – то, которое дешевле. То есть, то, которого не пробовали. Чем армяне, да. Не настолько богаты, чтобы. И так далее.
В этой круглой клетке мысль способна мотыляться бесконечно долго. Рахметовский прагматизм по сравнению с соотношением цены и качества кажется верхом образованности: Рахметов хотя бы читал.
Есть, конечно, промежуточный вариант. Можно ссылаться на консенсус умных людей: если он говорит, что какая-то книга дрянь, то мы ее в печку. Тут, правда, всегда есть шанс наткнуться на Лосева, который презирал Толстого, или Ахматову, не любившую Чехова. Но, в общем, этот костыль работает, как правило. До той простой поры, кода тебе встречается нечто новое, о котором умные люди не успели составить консенсуса.
И вот тут приключается сбой системы. Все наработанные тобой сентенции, правила и убеждения могут рассыпаться в прах от одного только сознания, что перед тобой стоит нечто, обладающее всеми признаками культурного продукта, а ты, начитанный и наслушанный, не можешь себе внятно дать ответ: это вот, б, плохо или хорошо?
Это может оказаться неожиданно больно. А ведь можно было избежать. Для этого всего лишь требовалось попрактиковаться. Практика, правда, требует траты собственного времени на то, что плохо – объективно или субъективно. Это, в свою очередь, бывает обидно: я же не настолько богат, елки-палки!...
Но если не с целью познания истины, то хотя бы с прицелом на будущее свое душевное спокойствие можно пойти на некоторые жертвы. А по их итогам может выясниться и вовсе чудная вещь: что человек богат ровно настолько, насколько он любопытен. Чем больше его любознательность, тем больше дешевых вещей он способен будет приобрести, не поморщившись и не подавившись. В этом, а не в желании купить шубу как у Вандербильдихи, и есть подлинный смысл парадокса, приведенного в начале. Если ты не настолько богат – то сделайся настолько. Кто мешает?
Нет, разумеется, если тебе нравится быть не настолько богатым… в самом деле, в положении убежденного нищеброда есть одно огромное преимущество. Не нужно изучать свойства предметов, не нужно пытаться постичь какие-то категории.
Достаточно только посмотреть на ценник.
--------------------------------------------------------------------------
fr. http://artem-r.livejournal.com/228529.html
Парадокс фразы «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи» базируется на довольно убогом представлении о том, что увеличение цены на продукт неизменно влечет повышение качества продукта. Поскольку сейчас это уже давно не так (и трудно сказать, было ли так когда-нибудь), то верят в подобное чудо ныне только дети и пижоны. А потому логичным финалом такого мировоззрения является известный анекдот из 90-х о галстуке, который за углом на полсотни баксов дороже.
В человеческой природе, однако, заложена настоятельная потребность отыскивать линейные зависимости между затратами – денежными или душевными – и результатом; именно отсюда берет свое начало то известное заблуждение, согласно которому сложные для понимания произведения искусства объявляются лучшими по сравнению с простыми. Невелик труд, как известно, перышком чирикать, а ты поди под паровозом поползай. Но это еще полбеды: гораздо хуже, когда затраченные на постижение усилия ставят искусство в положение должника, который обязан за труды наши отдать сполна; отсюда остается сделать один-единственный шаг до деления искусства на хорошее и плохое по тому принципу, когда под хорошим понимается то, на которое мы согласны тратить силы, а под плохим – когда нет. Причем «нет» может быть самое разное: не хватает времени, не хватает подготовки; просто не нравится, наконец.
Тут, однако, возникает вопрос, как отличить хорошее искусство от плохого, если плохого, по вышеприведенной причине, не пробовали? Собственно, ответ очевиден. Плохое – то, которое дешевле. То есть, то, которого не пробовали. Чем армяне, да. Не настолько богаты, чтобы. И так далее.
В этой круглой клетке мысль способна мотыляться бесконечно долго. Рахметовский прагматизм по сравнению с соотношением цены и качества кажется верхом образованности: Рахметов хотя бы читал.
Есть, конечно, промежуточный вариант. Можно ссылаться на консенсус умных людей: если он говорит, что какая-то книга дрянь, то мы ее в печку. Тут, правда, всегда есть шанс наткнуться на Лосева, который презирал Толстого, или Ахматову, не любившую Чехова. Но, в общем, этот костыль работает, как правило. До той простой поры, кода тебе встречается нечто новое, о котором умные люди не успели составить консенсуса.
И вот тут приключается сбой системы. Все наработанные тобой сентенции, правила и убеждения могут рассыпаться в прах от одного только сознания, что перед тобой стоит нечто, обладающее всеми признаками культурного продукта, а ты, начитанный и наслушанный, не можешь себе внятно дать ответ: это вот, б, плохо или хорошо?
Это может оказаться неожиданно больно. А ведь можно было избежать. Для этого всего лишь требовалось попрактиковаться. Практика, правда, требует траты собственного времени на то, что плохо – объективно или субъективно. Это, в свою очередь, бывает обидно: я же не настолько богат, елки-палки!...
Но если не с целью познания истины, то хотя бы с прицелом на будущее свое душевное спокойствие можно пойти на некоторые жертвы. А по их итогам может выясниться и вовсе чудная вещь: что человек богат ровно настолько, насколько он любопытен. Чем больше его любознательность, тем больше дешевых вещей он способен будет приобрести, не поморщившись и не подавившись. В этом, а не в желании купить шубу как у Вандербильдихи, и есть подлинный смысл парадокса, приведенного в начале. Если ты не настолько богат – то сделайся настолько. Кто мешает?
Нет, разумеется, если тебе нравится быть не настолько богатым… в самом деле, в положении убежденного нищеброда есть одно огромное преимущество. Не нужно изучать свойства предметов, не нужно пытаться постичь какие-то категории.
Достаточно только посмотреть на ценник.
--------------------------------------------------------------------------
fr. http://artem-r.livejournal.com/228529.html
Последний раз редактировалось ico 16-06-2010 12:19, всего редактировалось 1 раз.

Любопытную версию выдвинул Сысой Иванович Свиридов для объяснения тайны загадочной улыбки Моны Лизы. Не исключено, считает исследователь, что она просто была дурой. (С) А.Кнышев
Только что он выыыпиил
То чего не знаеет
Словно в вертолётее
В небо улетаеееет... (С)
То чего не знаеет
Словно в вертолётее
В небо улетаеееет... (С)
RTGA #000 036
- Дмитрий Болдин
- Активный участник
- Сообщения: 1071
- Зарегистрирован: 05-02-2010 21:12
- Откуда: Московская обл.
Полнолуние???
Дм.Б. Товарищ верь придет и твой приказ министра обороны...
Угу.... Ровно та же мысль, только не в стихахАлекс1954 писал(а):Только что он выыыпиил
То чего не знаеет
Словно в вертолётее
В небо улетаеееет... (С)
