Вопросы к 'мэтрам' (о экспозиции и не только)

Несколько расширенный раздел "Фото / Видео", в котором помимо проблем подводной фотографии и видеосъемки обсуждаются и различные статьи, отчеты, фильмы, сайты и другие средства передачи информации, доступные широкой общественности.

Модераторы: KWAK, DukeSS

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Mikle
Активный участник
Сообщения: 1193
Зарегистрирован: 19-09-2002 00:01
Откуда: Москва
Контактная информация:

#21 Сообщение Добавлено: 22-09-2009 17:45 Заголовок сообщения:

Maxx писал(а): Задумался о снимках на отсканеном примере.
"Голова" вещает следущее:
первый довод весьма убедителен, остается второй вариант.
Это в простейшем варианте убедительно. Однако и ТТЛ может напортачить, если вывести камеру из зоны его уверенной работы. Конкретный пример - снимок в упор с открытой диафрагмой и на высокой чувствительности - вспыхи дадут пересвет, т.к. просто не успреют отсечся. Т.е. даже самый малый их импульс окажется великоватым.
Maxx писал(а): Фон (задний план) у обоих снимков освещен одинаково, разницы в глубине резкости переднего плана не ощущается(стало быть и диафрагмы у снимков близки или равны), вывод - неверна(завышена) мощность вспышки.
Верно?
Не совсем.
- У объективов фишай огромная глубина резкозти . Изменение диафрагмы на неё влияет очень незначительно
- диафрагмы могубт быть разные. Ведь не секрет, что если 1/30 с — f8 - это нормальная экспозиция, то и 1/60 с — f5,6, 1/120 с — f4 также будет нормально, а диафрагма-то разная....


Maxx писал(а): Неееа, охота снимать не "технологиями", а "головой" :(
Дело в том, что снимая "технологиями" для меня получится "весьма витиеватый путь постижения таинств", что продают Симаны(никого не хочу обидеть) на курсах :lol: .
Снимая же, смотря и читая "головой", я буду избавлен от части "порожних" трат времени и средств. Как то пока так. :roll:
Технологии надо применять с головой. А снимать в сугубо ручном... Ну можно, конечно, но по-моему сей путь еще витиеватее.
Вот вам пример, как снимали на пленку в ручнике:

- на каждой вспышке была табличка диафрагм вроде этой:
Изображение
по ней, исходя из чувствительности пленки и расстояния до освещаемого объекта определяли потребную диафрагму. Считалось что если выставишь её - освещение объекта переднего плана будет адекватным.
- исходя из полученной диафрагмы определяли выдержку таким образом, чтобы задний план был продержан, и чтобф она не вышла за диапазон синхронизации вспышки
- исходя из личного опыта (размер и отражающие способности объекта, глубина погружения, прозрачность воды и т.п.) вводили эмпирическую поправку
- делали снимок.

Вот что получалось "без технологий".
И скажите, вам оно надо? Сейчас, когда техника позволяет использовать их путь познания сократился в разы!

Maxx писал(а): А вы, Михаил, "шли" к результатам сами или "курсами"?
p.s. удовольствие начинается тогда, когда ничинает нравится достигнутый собственный результат съёмки.
Я лично только курсами. Между прочи не так давно проходил с Симена - остался доволен. ТОлько это далеко не первый мой курс.

Мои фото мне никогда не нравились, а вот удовольствие от процесса я все равно получаю.

Аватара пользователя
Maxx
Активный участник
Сообщения: 4751
Зарегистрирован: 07-06-2007 14:46

#22 Сообщение Добавлено: 22-09-2009 18:08 Заголовок сообщения:

Mikle писал(а): Однако и ТТЛ может напортачить, если вывести камеру из зоны его уверенной работы. Конкретный пример - снимок в упор с открытой диафрагмой и на высокой чувствительности - вспыхи дадут пересвет, т.к. просто не успреют отсечся. Т.е. даже самый малый их импульс окажется великоватым.
Да, но вроде это к снимку на скане не "подходит"?
Mikle писал(а):Не совсем.
- У объективов фишай огромная глубина резкозти . Изменение диафрагмы на неё влияет очень незначительно
- диафрагмы могут быть разные. Ведь не секрет, что если 1/30 с — - это нормальная экспозиция, то и 1/60 с — f5,6, 1/120 с — f4 также будет нормально, а диафрагма-то разная....
и разницы в освещенности заднего плана у фишая с f4 и с f8 на снимке не будет заметно?
Mikle писал(а):Технологии надо применять с головой.
А чтобы это делать успешно, нужно знать и понимать их алгоритм работы :)
(кстати, это давалось на курсах Симана?)
Mikle писал(а):Я лично только курсами. Между прочи не так давно проходил с Симена - остался доволен. Только это далеко не первый мой курс.
Мои фото мне никогда не нравились, а вот удовольствие от процесса. я все равно получаю.
Ну вот видите, даже вас с с опытом, кроме как от процесса, курс к удовольствию от результата не привел. :(
Но я оптимист :) :beer1:
"Материя без духа не способна творить историю!"
Наталья Нарочницкая

Аватара пользователя
pavelkolpakov
Активный участник
Сообщения: 3311
Зарегистрирован: 21-03-2008 00:30

#23 Сообщение Добавлено: 05-10-2009 10:19 Заголовок сообщения:

Maxx писал(а):Речь об этом
Изображение
Если честно, то мне сходу непонятна была конкретно эта коротенькая статья в той книжке. Я ее и сейчас частично помню. По крайней мере - русский текст не совсем адекватно выглядит + картинка. Может переведена не так, а может ... еще что :)
Снимки эти начинают показывать после статьи объяснения принципов широкоугольной крупноплановой съемки с TTL вспышки. Хорошо. Сделаны они в ручном режиме камеры и TTL вспышки. И я вам скажу что с зеркальной камерой, например в центральновзвешенном режиме замера TTL, - пересветов на этой картинке никаких не будет. Поскольку объект занимает больше половины площади кадра. Иначе что это за ТТЛ вообще , :) Это факт. Можете сами попробовать сделать пару снимков.
В начале статьи предлагается выбрать нужную вам экспозицию заднего плана по воде, чтобы добиться нужного цвета и яркости воды на заднем плане. Хорошо, выбрали. Цвет воды - замечательный, то что вам нужно ;)
Потом предлагается - уменьшить экспозицию (!) вплоть до - 1,7 ступеней и теперь уже снимать. Не правда ли странно ?
Пардон ! Но ваш замечательный выбранный цвет воды-то при этом изменится и весьма прилично ! Это уже не будет выбранный вами тон, а гораздо темнее. Затемнили фон (зачем ? :) ), ну ладно, идем дальше. А дальше объясняется что это должно притемнить вспышку на объекте переднего плана. Ничего подобного вообще-то не произойдет. Задавив немного экспозицию камеры мы никак не повлияем на освещение переднего объекта вспышкой, автомат просто выдаст более сильный импульс света, при прочих равных. Это тоже факт.
Возможно, это ошибки перевода и речь в статье не об изменении экспозиции камеры, а о поправках TTL ?
Тогда идея начинает проясняться :)
Я догадываюсь, что изначальная идея в подобных текстах - всего-лишь об одном общеизвестном принципе КФШУ:
Если неотражающее содержимое (вода) в кадре занимает большую часть, то автоматике TTL необходимо вводить отрицательную поправку, ибо она стремится выдать более сильный импульс света, чем требуется для объекта переднего плана.

Однако к приведенному снимку - все это не имеет никакого отношения, ибо объект на нем занимает большую часть кадра.

В целом, считаю эту статейку в книге - ошибкой.
Что-то хотели донести до читателя, но что именно - непонятно :D
Последний раз редактировалось pavelkolpakov 05-10-2009 13:48, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Maxx
Активный участник
Сообщения: 4751
Зарегистрирован: 07-06-2007 14:46

#24 Сообщение Добавлено: 05-10-2009 11:04 Заголовок сообщения:

Говорю же, что "книга морально устарела" :)
"Материя без духа не способна творить историю!"
Наталья Нарочницкая

Аватара пользователя
pavelkolpakov
Активный участник
Сообщения: 3311
Зарегистрирован: 21-03-2008 00:30

#25 Сообщение Добавлено: 05-10-2009 13:54 Заголовок сообщения:

Не знаю как насчет "устарела" ...
В этой статье все неправильно - и текст и картинка. Это просто ошибка.
Такое иногда случается. По недосмотру ;)
Последний раз редактировалось pavelkolpakov 05-10-2009 16:49, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Maxx
Активный участник
Сообщения: 4751
Зарегистрирован: 07-06-2007 14:46

#26 Сообщение Добавлено: 05-10-2009 15:03 Заголовок сообщения:

Иногда, авторы(и переводов тоже) очень болезненно относятся к критике и указаниям на ошибки или ляпы, в силу множества причин. Поэтому проще - "морально устарела" :)
"Материя без духа не способна творить историю!"
Наталья Нарочницкая

Аватара пользователя
pavelkolpakov
Активный участник
Сообщения: 3311
Зарегистрирован: 21-03-2008 00:30

#27 Сообщение Добавлено: 05-10-2009 16:55 Заголовок сообщения:

Ааа .... :) Ну .... наверное, можно и так выразиться ;)

Аватара пользователя
Alexander Nikolaev
Активный участник
Сообщения: 552
Зарегистрирован: 18-07-2009 11:09
Откуда: Dubai, UAE
Контактная информация:

#28 Сообщение Добавлено: 08-10-2009 10:16 Заголовок сообщения:

Уважаемые спецы!
Может со своим вопросом я вклинюсь немного не по теме экспозиции (хотя вопрос спорный), но мне нужен ваш совет чайнику.
Не могу понять что я делаю не правильно или что-то с моим аппаратом.
Я снимаю Canon 40D с оптикой SIGMA 50mm 1:2.8 DG MACRO в боксе Ikelite с flatport и двумя вспышками Ikelite DS-125. Хочу сразу сказать, что не смотря на встроенный на заводе TTL-конвертор (брал целиком набор - бокс со вспышками), камера внешние вспышки не распознает и приходится снимать только на ручном режиме.
Не могу понять что у меня творится с резкостью.
Прошу посмотреть два снимка, сделанных в примерно одинаковых условиях (глубина 25-30м, течение слабое, расстояние до объекта около 30см) с промежутком в год.
1-й снимок (2008 год):
Изображение
параметры съемки:
Camera Model Name
Canon EOS 40D
Shooting Date/Time
16-September-08 18:15:42
Tv(Shutter Speed)
1/50Sec.
Av(Aperture Value)
F16
Metering Modes
Spot
Exposure Compensation
0
ISO Speed
125
Lens
EF50mm f/2.5 Compact Macro
Focal Length
50.0 mm
Image size
3888 x 2592
Image Quality
RAW
Flash
On (одна вспышка)
White Balance
Auto
AF mode
One-Shot AF
Picture Style
Neutral

2. Второй снимок (прошлый месяц):
Изображение
параметры съемки:
Camera Model Name
Canon EOS 40D
Shooting Date/Time
18-September-09 06:10:21
Tv(Shutter Speed)
1/60Sec.
Av(Aperture Value)
F36
Metering Modes
Spot
Exposure Compensation
0
ISO Speed
200
Lens
EF50mm f/2.5 Compact Macro
Focal Length
50.0 mm
Image size
3888 x 2592
Image Quality
RAW
Flash
On (две вспышки)
White Balance
Auto
AF mode
One-Shot AF
Picture Style
Faithful

Как вы смогли заметить, в первом случае хоть какая то резкость присутствует, во втором - полный отстой, не смотря на то, что диафрагма во втором случае 36 против 16 в первом. Выдержка в обоих случаях примено одинаковая, ISO, конечно, отличается, но на сколько я помню из пленочной фотографии, более высокое значение ISO дает больше "зерна", но не особо влияет на резкость. В обоих случаях при съемке камера показала, что резкость настроена, течение было слабым (болтанки, чтобы сбилась резкость не наблюдалось).
И вообще в течение последнего года заметил снижение резкости на всех фотографиях - в этом году просто отстойные снимки.
Может сможете что посоветовать?
Заранее благодарен за любую помощь.

Аватара пользователя
pavelkolpakov
Активный участник
Сообщения: 3311
Зарегистрирован: 21-03-2008 00:30

#29 Сообщение Добавлено: 08-10-2009 11:18 Заголовок сообщения:

Диафрагма 36 - немного перебор конечно. Микродетализация на ней немного начнет падать, но не настолько естественно. Картинка будет резкой. Приемлемо. ГРИП будет немного больше чем на первой картинке.
Я иногда и сильнее зажимаю. В данном случае, кажется, просто расфокусировано - скорее всего ошибка наводки на резкость объектива. Некоторые экземпляры Сигм грешат этим. Тушка и объектив начинают плохо договариваться насчет фокусировки иногда. У меня тоже есть один такой экземплял Сигма 18-50-макро. Иногда выпадает такой день, что он 20% кадров промазывает по фокусу. Приходится делать больше дублей и проверять чаще. Сигма .... в общем известна качеством изготовления.
Последний раз редактировалось pavelkolpakov 08-10-2009 23:14, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Maxx
Активный участник
Сообщения: 4751
Зарегистрирован: 07-06-2007 14:46

#30 Сообщение Добавлено: 08-10-2009 11:27 Заголовок сообщения:

Павел, здравствуйте. А может ли быть такое же как и с Сигмой у Canon, Tokina....?
"Материя без духа не способна творить историю!"
Наталья Нарочницкая

Аватара пользователя
pavelkolpakov
Активный участник
Сообщения: 3311
Зарегистрирован: 21-03-2008 00:30

#31 Сообщение Добавлено: 08-10-2009 11:30 Заголовок сообщения:

Alexander Nikolaev писал(а): Я снимаю Canon 40D с оптикой SIGMA 50mm 1:2.8 DG MACRO в боксе Ikelite с flatport и двумя вспышками Ikelite DS-125. Хочу сразу сказать, что не смотря на встроенный на заводе TTL-конвертор (брал целиком набор - бокс со вспышками), камера внешние вспышки не распознает и приходится снимать только на ручном режиме.
TTL на таком комплекте Ikelite - прекрасно работает. Я им снимал в течение нескольких лет. Возможно, немного не разобрались.

Аватара пользователя
pavelkolpakov
Активный участник
Сообщения: 3311
Зарегистрирован: 21-03-2008 00:30

#32 Сообщение Добавлено: 08-10-2009 11:36 Заголовок сообщения:

Maxx писал(а):Павел, здравствуйте. А может ли быть такое же как и с Сигмой у Canon, Tokina....?
Токина вообще-то хорошие стекла делает.
Мне попались правда несколько экземпляров с немного разной резкостью Токина 10-17 при покупке на плеер.ру. В общем-то и все.
Более этого проблем с Токинами я не припомню.
А теоретически, конечно, такое может с любым (особенно неродным для тушки) объективом произойти.

Аватара пользователя
Maxx
Активный участник
Сообщения: 4751
Зарегистрирован: 07-06-2007 14:46

#33 Сообщение Добавлено: 08-10-2009 11:41 Заголовок сообщения:

pavelkolpakov писал(а):
Maxx писал(а):Павел, здравствуйте. А может ли быть такое же как и с Сигмой у Canon, Tokina....?
Токина вообще-то хорошие стекла делает.
Мне попались правда несколько экземпляров с немного разной резкостью Токина 10-17 при покупке на плеер.ру. В общем-то и все.
Более этого проблем с Токинами я не припомню.
А теоретически, конечно, такое может с любым (особенно неродным для тушки) объективом произойти.
Может это человеку поможет проверить Сигму?
http://www.fotosav.ru/articles/faq/lens/lensvs.aspx
"Материя без духа не способна творить историю!"
Наталья Нарочницкая

Аватара пользователя
ocean07
Активный участник
Сообщения: 10372
Зарегистрирован: 15-04-2007 21:33
Откуда: Москва
Контактная информация:

#34 Сообщение Добавлено: 08-10-2009 12:05 Заголовок сообщения:

Как замечание тов. Николаеву (не ответ на вопрос) - на таких выдержках лучше не снимать. Установите себе 1/125.
Отсюда и предположение: если у Вас яркая подсветка фокуса (фонарь), то на фотках обычный трясун. Если за год Вы поменяли фонарь на более мощный - трясучка стала заметней.
Последний раз редактировалось ocean07 08-10-2009 12:12, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Fedin
Активный участник
Сообщения: 1526
Зарегистрирован: 13-09-2006 09:33
Откуда: Украина, Донецк

#35 Сообщение Добавлено: 08-10-2009 12:11 Заголовок сообщения:

Alexander Nikolaev писал(а):Как вы смогли заметить, в первом случае хоть какая то резкость присутствует, во втором - полный отстой, не смотря на то, что диафрагма во втором случае 36 против 16 в первом. Выдержка в обоих случаях примено одинаковая, ISO, конечно, отличается, но на сколько я помню из пленочной фотографии, более высокое значение ISO дает больше "зерна", но не особо влияет на резкость. В обоих случаях при съемке камера показала, что резкость настроена, течение было слабым (болтанки, чтобы сбилась резкость не наблюдалось).
И вообще в течение последнего года заметил снижение резкости на всех фотографиях - в этом году просто отстойные снимки.
Может сможете что посоветовать?
Заранее благодарен за любую помощь.
Вот выдержка :
"6. Дифракционное размыливание — слишком малая диафрагма (дырка)
На полностью открытой диафрагме объектив наиболее подвержен аберрациям (мылит сильнее). Поэтому приходится прикрывать диафрагму. И казалось бы на f/22 мы должны получить наиболее резкую картинку. Однако этого не происходит! У 400D уже начиная с диафрагмы f/11 резкость начинает падать из-за дифракционных эффектов — идеальная "точка" размывается в дифракционное пятнышко. Размер этого пятнышка становится соизмерим с пикселем матрицы (5,7 мкм). Отсюда делаем еще один вывод: чем меньше пиксель матрицы тем уже диапазон рабочих диафрагм. Например, для 400D наибольшая резкость китового объектива в широкоугольном положении получается на диафрагме f/5,6 – f/8.... " ( http://art.photo-element.ru/ps/photo-sh ... sharp.html )
То бишь 36 диафрагма не лучший вариант.... Увеличьте дырку до ф-11-16 (плюсом станет также и использование более короткой выдержки)... ну и на поверхности попробуйте, думаю все станет на свои места...

Аватара пользователя
ocean07
Активный участник
Сообщения: 10372
Зарегистрирован: 15-04-2007 21:33
Откуда: Москва
Контактная информация:

#36 Сообщение Добавлено: 08-10-2009 12:19 Заголовок сообщения:

Вот-вот, потренироваться на поверхности. Т.е. в комнате в темноте. И одолжить у кого-нибудь объектив другой марки, Никон например. Для сравнения. Чтоб отсечь/подтвердить подозрения на стекло.

Аватара пользователя
pavelkolpakov
Активный участник
Сообщения: 3311
Зарегистрирован: 21-03-2008 00:30

#37 Сообщение Добавлено: 08-10-2009 13:25 Заголовок сообщения:

to Alexander Nikolaev

А как у вас вообще обстоят дела с подсветкой автофокуса ? Есть ли фонарь и т.д. ?
А то , может, у вас объективу света нехватает для уверенной фокусировки ?

Аватара пользователя
Maximus_IT
Активный участник
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 05-05-2007 21:40
Откуда: Mosсow, Malaysia, Indonesia...
Контактная информация:

#38 Сообщение Добавлено: 08-10-2009 13:50 Заголовок сообщения:

pavelkolpakov писал(а):Диафрагма 36 - немного перебор конечно. Микродетализация на ней немного начнет падать, но не настолько естественно. Картинка будет резкой.
1) ЭЭЭ... немного падать?
http://diveart.net/d300diff.jpg - вот так она начнет падать...
так что 36 на кеноновском кропе 1.6 да еще и с линзой с 7 лепестковой диафрагмой - будет как раз вот такая размазка.

2) При сьемке на диафрагме 36 (да и 16 и 22 чаще всего), выдержку можно ставить хоть 1/30 хоть 1/250 - влияние обычного света будет почти нулевое... реальная выдержка будет определяться длинной импульса вспышки!!! который даже на максимуме порядка 1/300 (inon 240 full power) а чаще всего порядка 1/1000
PhD, PADI IDC Staff Instr, TDI Adv Trimix, etc...

Аватара пользователя
pavelkolpakov
Активный участник
Сообщения: 3311
Зарегистрирован: 21-03-2008 00:30

#39 Сообщение Добавлено: 08-10-2009 14:22 Заголовок сообщения:

Maximus_IT писал(а):
pavelkolpakov писал(а):Диафрагма 36 - немного перебор конечно. Микродетализация на ней немного начнет падать, но не настолько естественно. Картинка будет резкой.
1) ЭЭЭ... немного падать?
http://diveart.net/d300diff.jpg - вот так она начнет падать...
так что 36 на кеноновском кропе 1.6 да еще и с линзой с 7 лепестковой диафрагмой - будет как раз вот такая размазка.

2) При сьемке на диафрагме 36 (да и 16 и 22 чаще всего), выдержку можно ставить хоть 1/30 хоть 1/250 - влияние обычного света будет почти нулевое... реальная выдержка будет определяться длинной импульса вспышки!!! который даже на максимуме порядка 1/300 (inon 240 full power) а чаще всего порядка 1/1000

Насчет диафрагмы 36 (1) ... - не согласен. Я снимаю изредка вплоть до F42. И все достаточно резкое. Объективы, - разные бывают у меня. Потери детализации - есть, но они не такие существенные как у автора вопроса на картинке. Фактически, потери детализации на реальных подводных снимках с такой диафрагмой я не принимаю в расчет даже. Все визуально достаточно резкое. Зажимаю так изредка дырочку - с целью увеличения ГРИП или из спортивного интереса. Редко конечно. Обычно стараюсь снимать такое макро до F22. Под руками сейчас нет примера картинки на F36 чтобы выложить для сравнения. Но позже - пороюсь в архиве, найду, выложу.
А приведенные тесты ... - это хорошо конечно. Но не всегда правильно, случается. Кроме того, - обычно не доверяю чужим тестам, только своим. Разница в объективах и пр. - может конечно играть, но я не верю что такая нерезкость - это из-за диафрагмы F36. Кстати, автор пишет, что у него весь этот год снимки "такие отстойные". Не весь же год он снимает на одной диафрагме F36 ? :) Если только .... у него нет маниакального пристрастия (к F36) :D

Насчет выдержки (2) ... - абсолютно согласен. При такой съемке выдержка определяется, в основном, длительностью импульса вспышки - порядка 1/1000 сек. Поэтому, говорить о шевеленке - нет смысла.

Аватара пользователя
Alexander Nikolaev
Активный участник
Сообщения: 552
Зарегистрирован: 18-07-2009 11:09
Откуда: Dubai, UAE
Контактная информация:

#40 Сообщение Добавлено: 08-10-2009 15:14 Заголовок сообщения:

pavelkolpakov писал(а):Диафрагма 36 - немного перебор конечно. Микродетализация на ней немного начнет падать, но не настолько естественно. Картинка будет резкой. ГРИП будет немного больше чем на первой картинке. Я иногда и сильнее зажимаю.
В данном случае просто расфокусировано - это скорее всего ошибка наводки на резкость объектива. Многие экземпляры Сигм грешат этим. Тушка и объектив начинают плохо договариваться насчет фокусировки иногда. У меня тоже есть один такой экземплял Сигма 18-50-макро. Иногда выпадает такой день, что он 20% кадров промазывает по фокусу. Приходится делать больше дублей и проверять чаще. Сигма .... в общем известна качеством изготовления.
ДА..... Спасибо!
К сожалению, когда брал камеру других объективов в продаже не было. Обидно.
А к моему аппарату какую оптику можете посоветовать для макро-съемки? В смысле и качства и корректности работы? Понимаю, что советовать деле не благодарное. Но всетки, сами бы на моем месте что взяли? Для себя?

Ответить