Отказ оборудования на больших глубинах

Обсуждаются вопросы рекреационного (спортивного) дайвинга и водолазного дела.

Модераторы: трофи, Максим Васильев, KWAK, DukeSS

Сообщение
Автор
DINOPS
Активный участник
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 08-12-2004 11:14

#1 Сообщение Добавлено: 23-04-2005 17:51 Заголовок сообщения: Отказ оборудования на больших глубинах

Приветствую всех!
У меня вопрос конкретный и по-существу: были ли у кого-либо из здесь присутствующих лично (или они это видели или слышали достоверно) отказы оборудования на глубинах свыше 30-40 метров?
Отказы оборудования, от которых зависела Ваша жизнь?
Например:
1. Случайно отстегнулся грузовой пояс на глубине болеее 50 метров:)?
2. Проблемы с маской (протекание или отрыв ремешка на глубине более 50 метров:)?
3. Проблемы с жилетом (невозможность сдува и прочее)?
4. Проблемы с дыхательным автоматом?
5. Полетел комп? :!:
И много, много всего подобного - просто все не опишешь.
На чем осуществлялось погружение не имеет значения.
Если такое было, опишите:
1. С чем именно проблема и какая (желательно марку оборудования:).
2. Что делали дальше?
3. Чем все закончилось?
4. Выводы, советы, рекомендации.

Аватара пользователя
Валерий Мухин
Великий и Ужасный.
Сообщения: 19021
Зарегистрирован: 01-07-2003 00:01
Откуда: Россия. Москва, "Русский Ребризер"
Контактная информация:

#2 Сообщение Добавлено: 23-04-2005 19:05 Заголовок сообщения:

У меня была история во время прохождения первого технического курса.

На глубине более 40 начинал подтравливать клапан запасного инфлятора у ПРОКАТНОГО двухинфляторног крыла OMS.
Крыло было установлено на стальную спинку. Другие подробности видны на фотографии.
Место действия Джексон Риф.
Следует отметить, что я тогда еще не умел правильно собирать конфигурации из компенсаторов с крылом. К тому же, у меня не было не единого карабина или чего-либо подобного. Это видно и на фотографии. Шланги регуляторов торчат широкой дугой. Правый инфлятор упал с плеча, оба инфлятора ни как не зафиксированы. Массивные манометры пришлось засунуть под резинки крыла. Ремни спинки сидят не плотно позволяя спарке играть относительно спины.
Я это все так подробно описываю, из-за того, что на форуме есть любители обвинить оборудование в том, что у них что-то не получается. Я же на своем опыте знаю, что проблема исключительно в самом дайвере, в том, на сколько он смог овладеть правильными приемами по сборке той или иной конфигурации.

Итак. Стоило мне спустится с группой на 45 метров для отработки приемов декомпрессии как я почувствовал, что что-то происходит с моей плавучестью. Я начал стравливать воздух, но не смотря на это стал подниматься вверх. Короче, чем минуту я был у же на поверхности!!! В процессе подъема я конечно сообразил что дело во втором инфляторе, но потоком воды его отнесло за крыло и я не мог его достать!!!
Через несколько секунд, я перестал пытаться его подцепить, ибо основной задачей стало интенсивное выдыхание воздуха из расширяющихся легких.
Оказавшись на поверхности, я стравил обе камеры компенсатора, отстегнул шланг поддува от аварийного инфлятора и стремильно ушел обратно к группе.
Ни каких последствий для здоровья, кроме моральной травмы на несколько дней не было.
Выводы.
Надо правильно собирать оборудование добиваясь фиксации всех элементов на своих местах.
Однозначно неиспользуемые инфляторы должны быть закреплены липучками и быть под контролем.
Прокатные компенсаторы для сложных погружений не приемлемы.
Самое главное правило в дайвиге – ВЫДЫХАЙ!

Изображение

ВиТим
Джентльмен форума
Сообщения: 7420
Зарегистрирован: 27-01-2004 12:01

#3 Сообщение Добавлено: 23-04-2005 19:09 Заголовок сообщения: Re: Отказ оборудования на больших глубинах

Судя по Вашим вопросам, у вас нет ни практического опыта, ни теоретических знаний для погружения на такие глубины. Или я не прав?
А так... по вопросам:

Например:

1. Случайно отстегнулся грузовой пояс на глубине болеее 50 метров?

Не было, было когда сам 1 раз скидывал, чтобы совершить аварийное всплытие.

2. Проблемы с маской (протекание или отрыв ремешка на глубине более 50 метров?

Протекание - это, вообще не проблема.

3. Проблемы с жилетом (невозможность сдува и прочее)?

Да были, с сухим костюмом. Что делал? Боролся. :wink:

4. Проблемы с дыхательным автоматом?

Не было.

5. Полетел комп?

Не было. Хотя это только один из приборов. И Ваши действия в результате выхода этого прибора зависят от многих факторов. Как сразу начать контролируемое всплытие, так и продолжить погружение дальше.

...
4. Выводы, советы, рекомендации.

Учиться, ходить в бассейн, читать книги и статьи... иногда заглядывать на форумы...

Аватара пользователя
Сергей Лукаш (Kreator)
Участник
Сообщения: 170
Зарегистрирован: 09-10-2003 00:01
Откуда: Краснодар-Ростов-Москва
Контактная информация:

#4 Сообщение Добавлено: 23-04-2005 19:25 Заголовок сообщения: Re: Отказ оборудования на больших глубинах

1. Случайно отстегнулся грузовой пояс на глубине болеее 50 метров:)?
Было, когда сдавал на опенвотера (но не на 50 метрах конечно) с тех пор стараюсь пояс не использовать, а нырять с интегрироваными грузами. Если приходится использовать пояс - то нигода это не будет пояс с пластиковой пряжкой, потертой лентой и т.п.
2. Проблемы с маской (протекание или отрыв ремешка на глубине более 50 метров:)? Всегда вторая с собой. а протекание это не проблема.
3. Проблемы с жилетом (невозможность сдува и прочее)?
У него для этого как минимум есть второй клапан, а то и два. И вообщето жилет это как раз для рекреационных погружений, т.е. до 40 м. Невозможность сдува это не самое страшное, хуже когда неконтролируемый поддув, тогда надо сбрасывать шланг инфлятора.
4. Проблемы с дыхательным автоматом? Дублирование обязательно.
5. Полетел комп? :!: Планирование перед дайвом, запись его на слэйд. соблюдение плана, дубляж компа, причем обязательно надо иметь аналоговый глубиномер и вторые часы. И соблюдение плана.
И много, много всего подобного - просто все не опишешь.

На чем осуществлялось погружение не имеет значения.
Если такое было, опишите:
1. С чем именно проблема и какая (желательно марку оборудования:).
2. Что делали дальше?
3. Чем все закончилось?
4. Выводы, советы, рекомендации.[/quote]
PADI AOWD, EANx
NAUI Technical EANx Diver, Decompression Techniques

Аватара пользователя
Diver97
Активный участник
Сообщения: 914
Зарегистрирован: 13-02-2005 13:59
Откуда: CCCP

#5 Сообщение Добавлено: 24-04-2005 09:29 Заголовок сообщения: Re: Отказ оборудования на больших глубинах

DINOPS писал(а):Приветствую всех!
У меня вопрос конкретный и по-существу: были ли у кого-либо из здесь присутствующих лично (или они это видели или слышали достоверно) отказы оборудования на глубинах свыше 30-40 метров?
Отказы оборудования, от которых зависела Ваша жизнь?
Например:
1. Случайно отстегнулся грузовой пояс на глубине болеее 50 метров:)?
2. Проблемы с маской (протекание или отрыв ремешка на глубине более 50 метров:)?
3. Проблемы с жилетом (невозможность сдува и прочее)?
4. Проблемы с дыхательным автоматом?
5. Полетел комп? :!:
И много, много всего подобного - просто все не опишешь.
На чем осуществлялось погружение не имеет значения.
Если такое было, опишите:
1. С чем именно проблема и какая (желательно марку оборудования:).
2. Что делали дальше?
3. Чем все закончилось?
4. Выводы, советы, рекомендации.
Пару лет назад при мне у одного парня "пропал" грузовой пояс. Глубина была правда не 50, а чуть меньше 30. Он был достаточно опытный дайвер. Нашел на дне старую обломившуюся глыбу коралла (на вскидку кил 7) и держал ее в одной руке. Так и проплавал с группой. Потом после всплытия выбросил.
С маской это действительно не проблема. Ну чаще далять воздух приходится и все.
С жилетом тоже особой проблемы не вижу. Не сдувается, значит накрылся клапан в месте подсоединения инфлятора. Снять инфлятор дело пары секунд. Лишь бы сам инфлятор не травил сильно:) А поддувать BCD можно и ртом, по крайней мере этому учат на начальных этапах (2 модуль закрытой воды). А сдувать можно не только кнопкой, но и "дерганьем за веревечку" :wink:
Если проблема с регулятором, то в зависимости от того, что именно. Если постоянный поток воздуха, то этому тоже учат (3 модуль закрытой воды), а если вообще нет воздуха: первое -- свой октопус, если опять проблем, то лови бади, если и бади рядом нет, тогда CESA (третий модуль закрытой воды, правда в закрытой воде учат по горизонтали, но, вероятно, открытую воду вы тоже проходили :wink:
«Я здесь, я там, я всегда»©

Владимир Дунаев

#6 Сообщение Добавлено: 24-04-2005 14:38 Заголовок сообщения:

Как было сказано выше, у настоящего дайвера должно быть две маски ... :wink:
Изображение

ЗЫ: Фотка снята час назад :lol:
Последний раз редактировалось Владимир Дунаев 24-04-2005 18:36, всего редактировалось 2 раза.

DINOPS
Активный участник
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 08-12-2004 11:14

#7 Сообщение Добавлено: 24-04-2005 15:23 Заголовок сообщения:

ВиТим писал:
"Судя по Вашим вопросам, у вас нет ни практического опыта, ни теоретических знаний для погружения на такие глубины. Или я не прав? "

Вы не правы:). У меня все путем:)!
Вопросы были заданы специально в таком формате с расчетом на разноплановую реакцию форума:) А первые два - ну это как бы для разрядки:).

У меня вопрос про сброс пояса к Вам: что за ситуация была? Какая глубина? Что произошло потом:)? Что стало с поясом в итоге:)? :D

ВиТим
Джентльмен форума
Сообщения: 7420
Зарегистрирован: 27-01-2004 12:01

#8 Сообщение Добавлено: 24-04-2005 16:12 Заголовок сообщения:

DINOPS писал(а): У меня вопрос про сброс пояса к Вам: что за ситуация была? Какая глубина? Что произошло потом:)? Что стало с поясом в итоге:)? :D
О, это была весьма поучительная история: :)

В кратце - так.

1. Первый мой сухой костюм, в котором я ушёл под лёд был Викинг. Резиновая модель. Ничего плохого сказать не могу, только вот поддуваться надо часто, или выйдешь на поверхность обцелованный в засос.

2. Вторым моим сухим костюмом стал неопреновый Посейдон про.
Вот на первом его испытании всё и произошло.

Б. Утриш. Черное море. глубина 34 метра. +8 градусов.
Тащусь от просмотра мидийных банок и потихонечку в костюм закачиваю воздух. Даже в боты перегнал чуть воздуха. Как мне казалось, плыву красивым фрогом.

А дальше всё из справочника глупых дайверов.

Решил принять вертикальное положение. Весь воздух, что скопился в районе ног, живота, груди рванул вверх. И понесло меня на верх. Через некоторое время моим плечам мог позавидовать Шварцнегер. Я тут, конечно, понял что с 34 метров всплавать в аварийном режиме не надо, и начал бороться. ПЕрвым делом пощупал на плече стравливающий клапан. Работает вроде. На всякий случай крутанул туда-сюда, чтобы опеределить в каком положении. В нормальном, открыт полностью. Потом решил уйти на ластах в низ, пару раз перекувыркнулся, но ничего хорошего из этого не получилось. Под конец, запустив в себя холодной воды я где-то на 12 метрах остановился. Надо сказать, что сердце моё билось так, как буд-то я пробежал стометровку. Отдышался и решил посмотреть, что там приборы показывают. Первый же взгляд на манометр, и волосы встали дыбом. 0! И это при том, что начало борьбы началось где-то при 150 барах.
А дальше я принял такое решение: Воздуха нет, физически я обессилен, на мне заполненный холодный водой костюм - значить надо начинать аварийное всплытие. Скинул пояс и пошел.

Рядом где-то плавал инструктор. По условиям погружения, я не должен был его видить, а он меня страховал. Говорит, что боролся нормально, только вот ремень чуть в него не попал. И подождав на поверхности минут 5, он мне бросил фразу: Ну долго я твой ремень таскать буду.. :)


Сейчас, конечно, смешно.
Впрочем и тогда, проанализировав все ошибки, на следующий день, вечером пошли из Геленджика на Сакко и Ванцетти.

Аватара пользователя
Сергей Лукаш (Kreator)
Участник
Сообщения: 170
Зарегистрирован: 09-10-2003 00:01
Откуда: Краснодар-Ростов-Москва
Контактная информация:

#9 Сообщение Добавлено: 24-04-2005 16:42 Заголовок сообщения:

Вам смешно - а какой то умник наложил интросу в Дахабе в БлюХолл грузов в карманы жилета (пояса как выяснилось вообще не было). И как только интрос переврнулся ластами к небу...
Я вешу на деке на 6-ти метрах , и начинается бомбардировка. Больно однако... особенно по голове
PADI AOWD, EANx
NAUI Technical EANx Diver, Decompression Techniques

ВиТим
Джентльмен форума
Сообщения: 7420
Зарегистрирован: 27-01-2004 12:01

#10 Сообщение Добавлено: 24-04-2005 16:58 Заголовок сообщения:

Сергей Лукаш (Kreator) писал(а):Вам смешно - а какой то умник наложил интросу в Дахабе в БлюХолл грузов в карманы жилета (пояса как выяснилось вообще не было). И как только интрос переврнулся ластами к небу...
Я вешу на деке на 6-ти метрах , и начинается бомбардировка. Больно однако... особенно по голове
С 3 до 6 заметить не трудно.... подо мной же было 20 метров глубины и надежда на то, что инструктор не со дна на меня наблюдает.
Хотя дайвинг, без комических случаев, не дайвинг. Я не люблю хмурых людей. И пытаюсь улыбаться сразу, когда это становиться физически возможным.


И ещё, ко многим спорам на этом форуме.
Не забывайте, что когда то все начинали, а не сразу родились с жабрами.
Не забывайте, что каким бы опытным дайвером вы себя не считали, всегда найдётся человек, который что-то сделает лучше чем вы. И всегда его Величество случай, если захочет, посмеётся над вами.
Не забывайте, что любой здоровый, в одночасье может стать больным.

Аватара пользователя
ANDREW Tec
Активный участник
Сообщения: 330
Зарегистрирован: 17-05-2004 17:51
Откуда: Moscow, Dahab
Контактная информация:

#11 Сообщение Добавлено: 24-04-2005 23:33 Заголовок сообщения:

Сергей Лукаш (Kreator) писал(а):Вам смешно - а какой то умник наложил интросу в Дахабе в БлюХолл грузов в карманы жилета (пояса как выяснилось вообще не было). И как только интрос переврнулся ластами к небу...
Я вешу на деке на 6-ти метрах , и начинается бомбардировка. Больно однако... особенно по голове
Интрос в Блю Холле? :shock: Прикольно! Это моя любимая тема для шуток :D Особенно, если грузов побольше... :D
Андрей Чистяков,
Instructor TDI 9838, PADI 613098

Аватара пользователя
Сергей Лукаш (Kreator)
Участник
Сообщения: 170
Зарегистрирован: 09-10-2003 00:01
Откуда: Краснодар-Ростов-Москва
Контактная информация:

#12 Сообщение Добавлено: 25-04-2005 02:02 Заголовок сообщения:

ANDREW Tec писал(а):
Сергей Лукаш (Kreator) писал(а):Вам смешно - а какой то умник наложил интросу в Дахабе в БлюХолл грузов в карманы жилета (пояса как выяснилось вообще не было). И как только интрос переврнулся ластами к небу...
Я вешу на деке на 6-ти метрах , и начинается бомбардировка. Больно однако... особенно по голове
Интрос в Блю Холле? :shock: Прикольно! Это моя любимая тема для шуток :D Особенно, если грузов побольше... :D
Не смешно даже... я когда у этого арабского дайвгада спросил кого хрена он потащил интросов туда, он сказал, что это единственное место где есть лесенка в море, и что чанам при волнение легче в воду заходить...
PADI AOWD, EANx
NAUI Technical EANx Diver, Decompression Techniques

Аватара пользователя
valery
Почетный сиделец
Сообщения: 7716
Зарегистрирован: 28-03-2004 13:01
Откуда: Riga, Latvia
Контактная информация:

#13 Сообщение Добавлено: 25-04-2005 09:43 Заголовок сообщения:

На сороковнике обломился клапан финстопа (на плече, у основания) компенсатора КОЛТРИ Эдванс VC6 (крыло), ничего, вышел на ластах и на поддуве сухаря.
Best regards, Valery

Аватара пользователя
LU
Участник
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 18-04-2004 17:06
Откуда: Екатеринбург

#14 Сообщение Добавлено: 25-04-2005 11:13 Заголовок сообщения:

однажды, на заре моего обучения, у бадди регулятор встал на free-flow примено на 38 м. Бадди ухватил ближайший октопус (кажется не мой :? ) всплывали в-четвером передавая его с октопуса на октопус. Снаряга была прокатная.
lu

CASH
Участник
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 16-10-2002 00:01
Откуда: Москва, РФ

#15 Сообщение Добавлено: 25-04-2005 21:27 Заголовок сообщения:

Как такового отказа не было. При проверке оборудования перед погружением на поверхности потянул за шнурочек плечевого клапана на жилете, работает. Но потом шнурок зацепился за что-то и клапан остался открытым, я не проверил. Погрузились где-то на 30, пробую чуть поддуть жилет, а воздух естественно выходит. Грузы сбрасывать с интергированным поясом жалко. Пробовал поддувать ртом, воздух выходит и все. На ластах поднялся чуть выше чем группа. Показал инструктору проблема. Он посмотрел видит не паникую, травит клапан, показывает чуть повыше и на ластах держись, так и плавал дальше. Удовольствия мало на ластах тяжело плавучесть поддерживать, но в принципе все нормально плавать можно. Как сказал инструктор после подъема, чтобы группу не нервировать не стали разбираться на месте. Тем более, что в принципе не глубоко и вполне можно было подниматься на ластах. Так весь дайв и прошел.
Выводы, да в общем все неоднократно писалось и говорилось.

Реалист
Активный участник
Сообщения: 519
Зарегистрирован: 08-09-2004 08:17

#16 Сообщение Добавлено: 25-04-2005 21:42 Заголовок сообщения:

CASH писал(а):Как такКак сказал инструктор после подъема, чтобы группу не нервировать не стали разбираться на месте.
Очень странная логика инструктора. Во-первых, проще Вас было поднять на поверхность, чем заставлять весь дайв так колбаситься. Во-вторых, удовольствия от того дайва Вы получили не много. В-третьих, быстро скушали воздух и вынуждены были возвращаться.
А разобраться с клапаном под водой можно за несколько секунд, половина группы даже не заметила бы этого. У меня однажды за один дайв сначала встал на фри-флоу поддув жилета, а через 10 минут вывалился плохо закрепленный ремнем балон. И ничего: инструктор дважды подплывал ко мне и помогал решить проблемы. Группа не нервничала вообще, висели вокруг и наблюдали систему партнерства в действии. Наоборот, мне было потом не удобно перед группой, что из-за своих проблем мне пришлось их немного задержать, буквально на пару минут. Инструктор Александр Балденков, ДЦ "Садко-Хургада".

Аватара пользователя
Тролль
Участник
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 17-04-2004 04:06
Откуда: Рига
Контактная информация:

#17 Сообщение Добавлено: 25-04-2005 23:13 Заголовок сообщения:

К глубине отношения не имеет, но всё-таки :) Первое погружение в Красноморске (Шарм, Башни). 18 метров. На 5 минуте лопается йоковский о-ринг между баллоном и первой ступенью на прокатной раздолбаной снаряге, и баллон выдувает в воду меньше, чем за полминуты. Бади (жена) метрах в 15, рыбок смотрит и меня не видит. Результат - аврийное всплытие на выдохе. Без последствий. Извлеченный урок, прочно сидящий в печонках: расстояние до бадди должно быть не более половины расстояния, которое ты способен проплыть на "задержке" (с незамкнутой гортанью). Плюс появилось "ощущение бадди" - вроде бы и не глазеешь на него всё время, а тем не менее знаешь, где он и что делает в данный момент времени.
--- Тролль
PADI RESCUE 0409U14352, TDI ER 122212

Аватара пользователя
Рустам
Активный участник
Сообщения: 727
Зарегистрирован: 16-04-2005 08:58
Откуда: Москва.
Контактная информация:

#18 Сообщение Добавлено: 26-04-2005 00:11 Заголовок сообщения:

У меня был случай на Elfinstone Reef в Египте. Засмотрелся на акул, воздух"0". Доплыл до баллона с легочником и октопусом, висящем на конце свисающем с бота (глубина 9м), где отдыхал другой такой же как я "дайвер" и дышал через октопус страховочного баллона (у него тоже воздух закончился), и по запарке вместо легочника полного баллона схватил вторую ступень этого дайвера. Вдохнул воду с остатками воздуха, запаниковал, и с помощью Сизы пошел наверх. Без последствий, не считая моральных, т.е. опозорился. :oops:

Аватара пользователя
dydy
Участник
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 29-06-2003 00:01
Откуда: Орёл

#19 Сообщение Добавлено: 27-04-2005 00:10 Заголовок сообщения:

Реалист писал(а):
CASH писал(а):Как такКак сказал инструктор после подъема, чтобы группу не нервировать не стали разбираться на месте.
Очень странная логика инструктора. Во-первых, проще Вас было поднять на поверхность, чем заставлять весь дайв так колбаситься. Во-вторых, удовольствия от того дайва Вы получили не много. В-третьих, быстро скушали воздух и вынуждены были возвращаться.
А разобраться с клапаном под водой можно за несколько секунд, половина группы даже не заметила бы этого. У меня однажды за один дайв сначала встал на фри-флоу поддув жилета, а через 10 минут вывалился плохо закрепленный ремнем балон. И ничего: инструктор дважды подплывал ко мне и помогал решить проблемы. Группа не нервничала вообще, висели вокруг и наблюдали систему партнерства в действии. Наоборот, мне было потом не удобно перед группой, что из-за своих проблем мне пришлось их немного задержать, буквально на пару минут. Инструктор Александр Балденков, ДЦ "Садко-Хургада".
Чей и какой BCD был в данном случае любопыственно?
:evil:
С уважением Эдуард.
AOWD 0308U05653

Аватара пользователя
VictorVideo
Активный участник
Сообщения: 3894
Зарегистрирован: 10-12-2004 09:51
Откуда: От верблюда

#20 Сообщение Добавлено: 27-04-2005 09:37 Заголовок сообщения:

По поводу грузов...
Первый случай, когда на небольшой глубине (ок . 25, у дна) мимо меня просвистели груза, а пока я размышлял, откуда это они упали, следом упал и грузовой пояс. Подняв очи, обнаружил девочку, безуспешно пытающуюся до всего этого донырнуть. Пришлось ее хватать, самому сдуваться полностью и тащить на дно.
На дне подумалось, что девочке вниз головой-кверху ластами ну совсем неудобно все это собирать перевернул болезную в нормальное положение.
А все очень просто было : у нее были грузовой пояс и в карманах еще несколько грузов. Покувыркалась, груза из карманов выпали, запаниковала, стала проверять грузовой пояс... ну и его уронила тоже. Непруха, вобщем. :D

Второй случай. Перебираясь через риф (при отливе) в Дахабе, где-то теранулся и один интегрированный карман с грузами (5 кг) из компенсатора отстегнулся. А я не заметил. Дальше надо нырять. Что-то не ныряется, но не позориться же ! Выдохнул посильнее, вниз головой под воду ушел на двадцатник, ну и практически до самого конца так и плавал. Конечно, под конец приходилось держаться под водой с дифферентом "на нос" градусов 30 и запыхался однако. Но честно доплавал до общего всплытия. Отсутствие кармана обнаружил уже на берегу.
С тех пор я никогда эти карманы не всовываю в надетый компенсатор, а всовываю их перед тем как его одеть, и все липучки тщательно проверяю. Да и изгиб грузового кармана в одетом компенсаторе из-за округлости талии :D тоже дает его дополнительную фиксацию. Пусть потяжелее компенсатор одевать, зато спокойнее плавать.

Ответить